Wednesday, January 26, 2011

Санчин для актера


Нашел в “Книге актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд” В.Полищук 2010 следующее упражнение:
“Зажимы по кругу”. Участники идут по кругу. По команде ведущего напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело. Напряжение сначала должно быть слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения участники идут несколько секунд.
Читал и раньше, что тренинг по Мейерхольду содержит множество специальных упражнений, заимствованных или похожих на упражнения в йоге и китайской гимнастике. Но это упражнение показалось особенным, потому что похоже на Санчин (спокойно, мастера, если вы вдруг читаете этот пост, не буквально, конечно) на той стадии обучения, когда разрабатывается мышечный каркас. Санчин это фундаментальная ката в каратэ. В Интернете легко можно найти видео и тексты описания, например, здесь. Насколько мне известно, Санчин - единственная ката, которая требует предельного напряжения всех мышц от начала до конца выполнения ката. Несколько важных моментов исполнения: “Постоянно сохранять напряжение мышц, не уменьшая его ни на мгновение. Сохранять контроль над каждой частью тела. Дыхание и движения должны быть полностью скоординированы.”
В книге Полищук много упражнений, полезных не только артисту и не только на сцене: упражнения на координацию, дыхание, расслабление, работа с партнером, работа с предметом. Очень важно то, что постоянно должно быть включено воображение, должна происходить внутренняя работа. Основная цель, которую Мейерхольд ставил в тренингах , добиться осознанности - “работая с актером, нужно добиваться результатов не за счет многократного повторения, а за счет осознанного подхода”. “Ищите правильное движение, берегите свой внутренний озноб”, говорил он.
По законам “биомеханики” Мейерхольда путь к образу и чувству начинается не с переживания, не изнутри, а извне - с движения актера, или, как сказали бы в карате - с формы. Мейерхоль, используя тот же термин, настаивал на том, что точно найденная, отработанная, закрепленная форма подсказывает нужное чувство, возбуждает переживание.
Среди упражнений есть этюды на подражание животным: найти центр тяжести ваш, кошки, обезьяны, петуха, рыбы и подражать их движениям. Есть упражнения “Палка”, “Напугать крокодила” (не лицом), “Прыгающая тряпка”, “Удар кинжалом”, “Стрельба из лука”, “Дактиль”. В пояснениях к дактилю написано: "Положение, в котором оказывается тело актера называется “скрут”, оно наполняет энергией не только стопы и икры актера, но и его скрученный позвоночник. На последнем движении (резком движении рук) следовало также совершить короткий энергичный выдох-выкрик “А!”". Прямо, как киай в каратэ - способ, позволяющий повысить скорость ударов и добиться более полного выброса силы.
В общем, В.Мейерхольд был бы хорошим тренером по БИ, о чем ярко свидетельствует его необычная фотография
Доступны ссылки на упражнения, приведенные в книге:
  • Карпов Н. Уроки сценического мастерства
  • М.А. Баскакова, В.Б. Березкина-Орлова. Телесно-ориентированная психотехника актера.
В поисках дополнительной информации по “биомеханике” прочитал 2-х томник А.Гладкова “Мейерхольд”, письма и статьи самого режиссера. Ничего дополнительного по тренингам, что не было бы включено в книгу В.Полищук, не нашел, но интересных фактов, глубоких, а также смешных высказываний гениального режиссера Мейерхольда там очень много. Пожалуй, приведу несколько.
  • Гладков: “Я был поражен свободой и легкостью, с которыми он (Мейерхольд) вдруг ввязался в разговор глухонемых”. Далее - слова Мейерхольда.
  • “Основной закон биомеханики прост: в каждом движении участвует все тело”
  • “Я часто просыпаюсь ночью в холодном поту с мыслью, что я стал банален, … что я умру под толстым стеганым одеялом, что я перестал быть изобретателем”
  • “Помню, Станиславский однажды два часа молча ходил перед нами в плаще, поворачивался, садился, ложился, и я потом не мог заснуть всю ночь”
  • “Предмет в руке - это продолжение руки. Необходимо добиваться, чтобы игра с вещами стала вашим рефлексом, а не каждый раз старательно делаемым трюком”
  • “Вы знаете, мне однажды рассказали о том, как Ленин во время очень серьезного политического спора (а вы представляете, как он умел спорить?), слушая противника, ласкал под столом собаку. По этой детали я впервые до очевидности ясно понял силу внутренней уравновешенности Ленина, его душевного спокойствия. Для актера такая деталь — драгоценность.”
  • “Отелло душит Дездемону, и качество актера заключается в том, что актер, доходя до последнего предела, до последнего подъема, должен все время быть руководителем, должен владеть собой, чтобы на самом деле не задушить Дездемону.”
  • “Когда мы послали ему (Павлову) поздравительную телеграмму, мы, как сторонники системы биомеханики (а биомеханическая система — сугубо материалистическая система), как материалисты и сторонники этой системы, писали: мы поздравляем в вашем лице человека, который разделался наконец с такой проклятой штукой, как душа. Я получил от Павлова письмо, в котором он говорил: что касается души, то давайте подождем немножко”
Нашел любопытную книгу “Выразительный человек” выпуска 1913 года, рассказывающую, как добиться “Убъдительности тълеснаго Красноръчiя”. Ниже - пара выдержек из книги. Про изящную выразительность руки
Про выразительность плеча. Чувства, выражающиеся положением и движением плеча. Обратите внимание на чувство “Обалдълость”. По Далю, “обалдъть - одуръеть или обезпамятъть; стать въ тупикъ”.
Известно, что искусство/профессия актера имеет долгую историю.Греческий театр, например, достиг расцвета в V веке до нашей эры. Кстати, актеры тогда носили маски, так  что  мимика  была  исключена.  Тем больше должны были греческие  актеры  работать  над  искусством  движения  и жеста. Поиски путей достижения мастерства продолжаются до сих пор.

No comments:

Post a Comment