Wednesday, August 31, 2011

Последний дневник Л.Толстого

Прочитал "Лев Толстой. Последний дневник. Уйти ото всех" Игоря Волгина, 2010.  В книге - дневник 1910 года, "Дневник для одного себя", "Записные книжки 1910 года" и комментарии к ним. А также заключительная статья И.Волгина "Уйти ото всех". Благодаря комментариям, включающим фрагменты дневников, писем и разговоров общавшихся со Львом Николаевичем родственников и знакомых (как сегодня бы сказали - из первого и второго круга), узнаем больше, чем, читая только дневники Толстого, которые часто хроникальны и свернуты, почти зашифрованы, типа Е.б.ж. - если буду жив.
Если не относиться к текстам дневника Толстого как к неприкосновенной святыне, то коротко можно сказать о его жизни так: жизнь в непрерывной борьбе с собой и другими за совершенствование души своей; стремление поделиться с другими понятым и прочувствованным в жизни; личная трагедия, заключающаяся в разногласиях с семьей и особенно с истеричной женой; ежедневное общение с людьми через статьи, встречи и письма. Решусь проиллюстрировать сказанное цитатами и прокомментировать их.

Пора проснуться, то есть умереть. Чувствую уже изредка пробуждение и другую, более действительную действительность.
чем же она действительна? тем что там щеточка для ногтей (в списке забытых, уходя, вещей) не нужна? Понимаю так, что в пограничном состоянии мысли отчетливее, стерильнее, избавлены от "омывающего" (Мамардашвили в лекциях о Прусте) их контекста, продолжительнее, и, может быть, завершеннее.
Взялся за "На каждый день", немного поработал. Но чем больше занимаюсь этим, тем это все дело мне противнее. ... глупо и не нужно
хорошо бы знать, почему. Может из-за чувства, что поучаешь “каждый день” других?
Как в вещественном мире все ко всему притягивается, так и в мире духовном
есть притяжения и отталкивания, даже по направлению к Богу
почему всякая жизнь после моей смерти не будет моя жизнь?
душа после моей смерти может найти себе другое тело? так и мое тело могло быть чужим для нее. Душевно, меняет, как перчатки
если душа будет жить после смерти, то она должна была жить и до жизни
а если нет, то нет
Как пробуждаясь, я прихожу к более ясному, более действительному сознанию, чем то, какое было во сне, так и при рождении. И как только кое-что вспоминаю из того, что было до рождения, так и наяву я только изредка вспоминаю то, что видел во сне.
после жизни - смерть, а до? тоже
в старости ... болеешь за зло общее и жаждешь блага общего (не своего, как в молодости)
редкая "болезнь". Старики наполнены собой и сосредоточены на себе - здесь кольнуло, там хрустнуло, хуже, еще хуже ...
ты о людях, а Бог о тебе
ты мне, я тебе
Бога мы знаем точно так же, как знаем тяготение. ... по его закону любви. ... закон тяготения между отдельными предметами вещества, так и тот же закон любви между отдельными живыми существами
а пишут, бывает и прямое, не косвенное, общение с ним. Но не у тех, кто любит людей “профессионально” (А.Грин)
Вера безумна потому, что хочется верить по-старому, а жить по-новому.
с малыми обязательствами прошлых возможностей, не новых и возросших?
обезвредить христианство
сильное выражение. Про японцев перенимающих христианство, смогут ли избежать торможения прогресса?
Хорошо жить так, чтобы делать такое дело, какое наверное знаешь, что не кончишь, и последствий которого наверное не увидишь.
страх за последствия? (шутка)
Поймите все безумие своей жизни. Хоть на часок отрешитесь от тех мелочей, которыми вы заняты и которые кажутся вам такими важными: все ваши миллионы, грабежи, приготовления к убийствам, ваши парламенты, науки, церкви. ... взгляните ... на свою душу, которая живет такой неопределенный, короткий срок в этом теле
взглянули, оценили срок и стали грабить еще интенсивнее
Зла нет. Жизнь благо. ... Да, жизнь благо, нет зла
это как с магнитом в детстве, откалываешь край, в надежде сделать его однополюсным, а он все равно двухполюсный. Будет благо получше, будет благо похуже. То, которое похуже, становится злом. Зло есть и будет. Можно лишь заключить, что зло есть не зло, а разнообразие жизни. Как у Эйнштейна "Бог изощрен, но не злонамерен"
Страшно сказать, три дня, если не 4, не писал.
вспомнил (рисунок) Льва Николаевича с косой на лугу. Можно перефразировать - "страшно сказать, три дня не косил"
То, что дает нам жизнь, то, что мы знаем в себе ограниченным телом и поэтому несовершенным, мы называем душою; то же, ничем неограниченное и потому совершенное, мы называем Богом.
стать совершенною в ограниченном теле может быть более почетно
Нужно, как Франциск, испытать радость совершенную, признав упреки дворника заслуженными
тогда тебе не войти в город
чем больше людей разделяет веру, тем она тверже
следовательно, можно добиться веры и укрепить ее убеждением
Наука - это богадельня, или скорее поприще успеха среди толпы, открытое для всех самых умственно и нравственно тупых людей. Занимаясь наукой, он может не сознавать того, что он делает.
Люто. Даже в среднем это не так. Наука - работа, как и писание романов или прокладывание путей для (совершенствования) души. Писателю Толстому и самому знакомо желание "успеха среди толпы", он признает это и винит себя за это до ненависти. Перегиб
своими крошечными наблюдениями
без любви сказано, болезненный укол остроумного писателя
Редко встречал человека более меня одаренного всеми пороками
если опустить  "всеми пороками", выглядит значительно
один на один, не делать такие поступки, которые не сделаешь при людях ... и делать при людях такие поступки, за которые знаешь, что тебя осудят, но которые та не считаешь дурными.
все эти оглядывание на других, имение в виду их мнение. Любимая им фраза "Поступай как должно, а там будь что будет" лучше передает смысл и сфокусирована на себе самом
В первый раз ясно понял все значение жизни в настоящем: Избегать всего, что делаешь и думаешь, имея в виду будущее
Да, если иметь в виду ожидаемый гонорар, успех. Да, если принимать жизнь так, как она дается нам и берется нами прямо сейчас. Нет, если думать о смерти, о готовности к ней. Нет, если пытаться исправить себя, над чем всю жизнь бился писатель, и стремиться стать лучше душой завтра.
Я не выдержал и сказал [офицеру], что прежде всего надо перестать носить орудия убийства
что же, как Смердяков, который говорил, что армия не нужна, и пусть бы французы победили и захватили Россию? Перегиб
Вечером читал свою биографию, и было интересно
можно в шутку добавить, "узнал много нового"
думают, что то пристрастие, которое они испытывают к людям, есть любовь
Почему нет?  Разве любовь то, что давалось писателю усилием? То не есть искренняя чувство (иногда любовь) к людям, а результат упорной работы над собой, совершенствования своей души. На пристрастии с любовью, узнав и и почуяв доброе чувство, можно начать выстраивать отношение ко всем, пронизывая их познанной любовью
Спрашивать надо: не зачем я живу, а что мне делать
не зная объяснений автора, легко возразить - есть стратегия и есть тактика, делающие жизнь осмысленной. Согласуется с его: "жить настоящим, не думать о будущем", но притиворечит следующему сильному высказыванию (правда, “зачем” может оказаться тем, что “не дано знать”)
если я светильник, чтоб ничего не мешало ему гореть. То же, что делается нашими жизнями, нам не дано знать, да и не нужно
как распознать, что ты не пожарник?
После обеда читал Достоевского. Хороши описания, хотя какие-то шуточки, многословные и мало смешные, мешают.
думаю, что легенда (Иван называет ее поэмой) о Великом инквизиторе ему понравилась
... ничем не оправдываемое, жестокое противоречие. Ведь, если я революционер, я должен сидеть в тюрьме, или повиснуть на перекладине, если я отрицаю собственность, я должен быть наг и бос
а если ты писатель?
Мне смешно вспомнить, как я думывал, и как вы, кажется, думаете, что можно себе устроить счастливый и честный мирок, в котором спокойно, без ошибок, без раскаянья, без путаницы жить себе потихоньку и делать не торопясь, аккуратно все только хорошее. Смешно! Нельзя, ... чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость.
не надо биться, чтобы быть честным. А вот жить аккуратно, без ошибок и раскаяния не  удастся
Если бы Христос явился теперь, то просили бы у него автограф - и больше ничего
интересно, сколько здесь личного? Народ толпами приезжал поглазеть на писателя, но далеко не все читали и обдумывали мысли кумира
Толстой любил определять сущность человека, изображая ее в виде дроби, где числитель - духовные свойства человека, знаменатель - его мнение о себе
Думаю, что это дробь не сократимая. А у Толстого хорошо добиться единицы.
Я понял недавно, как важно в моем положении, неделание. Т.е. ничего не делать, ничего не предпринимать. На все вызовы отвечать молчанием.
Это личное, не путать с дзеновским ничегонеделанием. Прямо с английского - так любимое многими "challenge"
Волгин: Толстому нравилось “чудесное” место Паскаля  "Своя воля никогда не удовлетворяет, хотя бы исполнились все ее требования. Но стоит только отказаться от нее, от свей воли, и тотчас же испытываешь полное удовлетворение. Живя для свей воли - всегда недоволен, отрекшись от нее - нельзя не быть вполне довольным. Единственная истинная добродетель - это ненависть к себе, потому что всякий человек достоин ненависти свей похотливостью. Ненавидя же себя, человек ищет существо, достойное любви. Но, так как мы не можем любить ничего вне нас, то мы вынуждены любить существо, которое было бы в нас, но не было бы нами и таким существом может быть только одно  - всемирное существо. Царство божие в нас"
чужая воля непритязательна и исполнима. Из ненависти неизбежна любовь и выводимо то, что в нас и не мы
при настоящем сложном мышлении неизбежно: тот, кто думает что мыслит, претворяется в то, что он мыслит, т.е. человек приведен к необходимости признания себя Богом. Тут тайна. И важнее всего знать, где остановиться
да, претворяется. Может в этом есть божественность. Но необходимости мыслить себя Богом нет. Скорее мыслят себя большим начальником, удачным бизнесменом, непобедимым бойцом, иногда сытым и прилично одетым.
Добродетель не ушла бы так далеко, если бы тщеславие не сопутствовало ей.
Так это же про Льва Николаевича, по мнению некоторых (не верьте), знавшего расписание пассажирского поезда и выходившего косить (может даже и пахать), когда поезд проходил мимо
Слова умирающего особенно значительны. Но ведь мы умираем всегда и особенно явно в старости.
Почему значительны? Потому, что он не солжет? Или знает истину? Потому, что у порога говоришь только простое и важное?  Умираем, но только к старости приобретен опыт жизни.
Только при тех положениях, которые мы называем бедствиями и при которых начинается борьба души с телом и является возможность жизни и сама жизнь, если мы боремся сознательно и побеждаем, т.е. душа побеждает тело.
как будто если мы не боремся и не побеждаем, то не есть жизнь. Понимаю так, что те бедствия, что мы клянем, и есть жизнь, ну или часть ее. А тело непобедимо!
Нужно ... для того, чтобы была жизнь, именно то, что есть: рождение и смерть существ несовершенных, но способных к совершенствованию.
иначе (совершенны или несовершенны, но не способны) самой жизни быть не может
Страх смерти преодолен, как, впрочем, и жажда жизни.
трактует отдельно, а ведь сильнейшая связь - жажды нет и смерть не страшна. Выражение "жажда жизни" есть у Достоевского
В 26 лет - "разговор о божественном и вере навел меня на великую громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. - Мысль эта - основание новой религии, соответствующей развитию человека, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле.
есть желающие - сходил в воскресенье в церковь и снова готов к будничной борьбе за блага
Другой русский мыслитель: атеизм есть одна из ступеней богопознания
сильно. Да, и стремление доказать существование бога и опровергнуть его, есть рассмотрение существования бога
Семья Толстого, кроме младшей дочери Александры, не приняла устремлений отца и мужа жить, заботясь о душе, отказаться от роскоши, гонораров, опроститься и стать "равно всем". Особенно болезненно к этому относилась жена Толстого - Софья Андреевна, вцепившаяся в мужа, боявшаяся потерять миллионы рублей из-за его завещания безвозмездно публиковать написанное и превратившая последние годы Толстого в страшное испытание, которого он не выдержал. Это ее истеричные, притворные по сути (как пишет И.Волгин - весьма осторожные) попытки отравиться, застрелиться, утопиться, погибнуть в лесу за оградой заставили Толстого бежать из дома, и вскоре уйти из жизни.
Вот на что готова была Софья Андреевна: “я неизданные сочинения все равно не отдам, ведь там годов нет. Мне все поверят, что они были написаны до 81 года. Мы Завещания не оставим без оспаривания, ни я, ни сыновья, ведь у нас аргумент очень сильный, мы докажем, что он был слаб умом последнее время”. И даже так: “вами (это она Льву Николаевичу) ведется (с Чертковым) тайная любовная переписка”.
Свидетельство личной трагедии “человека человечества” (Горький) - его записи в дневнике:
“К вечеру начались сцены беганья в сад, слезы, крики. Даже до того, что, когда я вышел за ней в сад, она закричала: это зверь, убийца, не могу видеть его и убежала, нанимать телегу и сейчас уезжать. И так целый вечер. Когда же я вышел из себя и сказал ей правду о ее поведении, она вдруг сделалась здорова.”
“Как комично то противоположное, в котором я живу, в котором без ложной скромности: вынашиваю и высказываю самые важные, значительные мысли, и рядом с этим: борьба и участие в женских капризах, и которым посвящаю большую часть времени”
“Не могу привыкнуть смотреть на ее слова, как на бред, а это одно нужно. От этого вся моя беда.”
“В числе ее безумных мыслей есть и мысль о том, чтобы выставить меня ослабевшим умом и потому сделать недействительным мое завещание”
“Да, это испытание, и мое дело в том, чтобы не сделать недоброго. Помоги Бог.”

14 comments:

  1. Желание успеха - свойственно человеку, каждый может составить свое мнение гармонично ли Толстой сумел сочетать это стремление со своим литературным поприщем. Но разглядывать ответы в вопросах - грозит передергиванием. Многое из Толстого не любил читать, до тех пор, пока не задумался _почему_ не всё, что прочитал, _приятно_.
    К слову - "узнав и и почуяв доброе чувство, можно начать выстраивать отношение ко всем, пронизывая их познанной любовью" - верно сказано о _начале_, но ведь с продолжением у многих сложнее - представляется Толстого заботил больше именно вопрос продолжения... Хотя есть и те, кого этот вопрос не касается ни в малейшей степени, но их Толстой вряд ли будет вообще хоть как-то задевать:)

    ReplyDelete
  2. Не знаю, что понимаете под "продолжением" Вы. Не чудеса же исцеления и пр. А Толстой думал о новой, так сказать "прикладной" религии, способной оберегать душу, не притесняя. Пойти дальше "начала" ему было не по силам.
    Мучения лежали между высокой планкой его идеалов и бытовыми проблемами каждодневной жизни. Просто, не мог отказать себе в удовольствии сыграть в карты. Ладно, не мне судить, что он не мог. Для меня он высочайшей мудрости человек, достигавший ее в моменты смирения и покоя.
    Не знаю, можно ли рассчитывать на "приятное", читая Толстого. Что же оказалось "неприятным"?.
    На вопрос, ошибочно попавший в другой пост. "Степень непобедимости"? У каждого, видно, своя. Например, у Мирзоева - в каждом столкновении до предела (смерть). Мне, поначалу, было достаточно научиться не пучить глаза и гасить взгляд. Это было победой, со своей степенью победимости.

    ReplyDelete
  3. Помилуйте, но мерять сколько водки выпил Мусоргкский, морфия исколол Булгаков, и денег проиграл Достоевский - Вам действительно интересно? Поделитесь какой-нибудь формулой, так сказать - мерой в соответствующем пространстве?;)
    Под "продолжением" - ничего эзотерического;) Про что вы писали "начать"? Я грешным делом подумал - об отношениях между людьми, я ошибся?
    Мне же, лично, обозначить важность в том числе не самых простых деталей в отношениях с людьми - было не всегда _приятно_, но помогло извлечь свой собственный опыт (не путать с опытом Толстого) - не озлобиться на людей, не всегда, но сохранить положительную составляющую в отношениях и не отдалиться от них. Помимо прочего - за эти вопросы (не путать с ответами), поставленные мастерски, - я Толстому и признателен. Я не знаю другого литератора, кто бы поставил их раньше, чем Толстой.
    Про Джобса - вот Вы, например, сами выбрали слова про "чудотворную силу", а что можно сопоставить это с Вашими же предыдущими высказываниями - как-то не догадались. Очень образно сказано о Мирзоеве, и еще более образно - о себе. Разве Джобс, по Вашему, - не пример воина идущего до осознанного предела, или Джобс - побежден, в отличии от Мирзоева? Вообще - Вы знакомы с Мирзоевым, знаете много о его раздумьях над вопросами бытия или "бытовыми вопросами"? Напишите об этом в блоге - я, вот, например, крайне слабо информирован...

    ReplyDelete
  4. нет, не интересно, не интересен даже сам факт, не то что дозы.
    Вы не ошиблись, об отношении к людям. Если идти дальше: "положительная составляющая" и исключение "злобы" это же прагматическая забота о себе, последняя нас разрушает, первая - поддерживает.
    Может и не догадался.
    С Мирзоевым не знаком, видел только его бои и его бешеную радость от побед. Но ударив недавно не в ринге, Мирзоев проиграл. Писать на эту тему не хочу и не буду.
    Джобс не был воином, когда обманул Возняка. Но стал воином, начав жить и работать как в последний день жизни.

    ReplyDelete
  5. Так вернемся же к отношениям, в их практике! С Вами конечно, в общем, сложно не согласиться, но, в частностях, если вернуться к Вашим комментариям - будьте любезны, представьте, если Вы получите, скажем, по лбу от объекта своих искренних чувств, Вам придется проделать некоторую внутреннюю _работу_ (по "прагматической" оптимизации), ну, чтобы сохранить наиболее положительную сторону. С точки зрения Толстого - это и будет более зрелое чувство. И Толстой здесь не хотел пасовать - о чем и написал, а Вы и вправду считаете, что такой работы возможно избежать, Вам все дается легко? Или при более ли менее серьезной ссадине Вы безусловно ретируетесь в своем отношении? Вы и вправду задумывались об этом когда писали свой комментарий к Толстому?

    ReplyDelete
  6. представил, получил. Усилие нужно в случае, если не люблю. Если получил от дочери, усилие не нужно. Да, внутренняя работа нужна, но к любви это не имеет отношения. Думаю не может быть принуждения ни к любви, ни к сочувствию. Ни себя, ни окружающих. (обилие крови в кино, не есть ли желание режиссера развить в зрителе сочувствие, узнать его?) Избежать нельзя, но та работа сродни обучению держать спину прямо, уметь обращаться со столовыми приборами (я не про метание ножа) и не засовывать салфетку обратно в кольцо. Есть и другая работа, попытаться войти в другого, вобрать его в себя, почувствовать его боль как свою, вскрикнуть. Тогда может родиться сочувствие. Но не любовь. Помню определение хорошего и плохого человека, которое дал Толстой (по памяти): хороший человек тот, кто живет своими мыслями и чужими чувствами; плохой - наоборот.

    ReplyDelete
  7. А ведь Вы опять про начало, о рождении любви:) О детях - это, конечно, более понятно, и действительно - закладывается обычно с самой ранней юности, как хватает сил держать ложку (когда уже можно сказать - что рядом есть более слабые). А равному - уже ничего простить нельзя? Вы почему-то упорно обходите и то, что любовь может иметь свое развитие, развитие не только от чувств и их стихии, но и от разума. С опытом, со знанием разных жизненных ситуаций - вообще становиться сложнее осудить кого-либо, а уж тем более человека близкого. Мир возникающих чувств - становится богаче - приходится выбирать - что есть наиболее важное, не рубить сплеча, как в молодости;) А то ведь совестно может стать... Любовь без совести - Толстым не мыслима, а у совести корень "весть" - осознание, разум.
    Это уже - не вилку держать научиться, уж простите. И в зрелом-то возрасте - разве дурак будет избытком совести хвастать...
    Можно конечно совесть и любовь взять и поделить - вот Колонтай, к примеру, с ее "свободной любовью". Но понимания у других людей - тут встретить будет сложновато - даже у товарищей по партии ума хватило ее от рупора подальше задвинуть... Т.е. на практике - как-то плохо реализуется, добровольцев для экспериментов маловато:)

    ReplyDelete
  8. не обхожу. А явно не принимаю того, что любовь может развиться от разума.
    Абсолютно с Вами согласен, с опытом (проученный жизнью) перестаешь осуждать других, перестаешь вообще судить.
    Для меня же, любовь без совести мыслима.
    Что же, чувства и разум не разделимы? Они разделены и воюют друг с другом. Энергия этой войны и рождает шедевры. Любовь, как чувство, наиболее отстоит от разума. Она - это потеря разума, как нам всем довелось это узнать :)

    ReplyDelete
  9. На счет "не судить", я имел ввиду скорее, что делать суждения становится сложнее, требует больше времени и информации. Да и у Вас, как я погляжу, Джобсу и тому все-ж перепало-таки за Возняка...
    Так вот, к слову, если кто-либо со мной поступал бы не по совести, при этом утверждая, что де мол любит меня, знаете ли, пожалуй, я решил бы, что такой человек просто-напросто обманщик. Такого отношения - я бы не пожелал бы ни Вам, ни Вашим детям, ни кому-либо еще.
    Что до потери разума - для многих это несколько иное понятие, а именно влюбленность, некая начальная стадия. Толстой, как Вы или я, не всегда конечно мог пойти дальше. Но он, хотя бы желал этого. А без желания, совести и разума - я думаю (даже Вам!) вряд ли бы удалось сделать следующий шаг. А если не встречались с таким чувством - к чему говорить, что такого не бывает и, де мол, это уж и не любовь?!
    Разум же и чувства - они конечно разделимы, скажем как правая и левая руки, полушария или, там ноги... Можно развивать гибкость, управляемость - главное - не начать их разделять топором, чтобы не порвать сложную глубинную и естественную, к сожалению, не всегда видимую связь, - иначе есть большой риск стать инвалидом...

    ReplyDelete
  10. А вообще, я смотрю - Вы любите читать очень разные книги! Почему-то Вы потянулись к Толстому, а с Дональдом Кнутом, как я понял - Вы уже знакомы. Кстати, может быть, Вам будет интересно знать, что существует довольно известная книжка авторитетного автора, с названием, очень напоминающим кое-какое другое: "The Art of Loving" Эриха Фромма:) И написана в примерно тоже время.
    Отличается практически одно слово, а такая разница:)
    Но подход - он может быть общим - и я чувствую Вы с ним знакомы. Такая вот абстракция...

    ReplyDelete
  11. помню, что мне подумалось при чтении ИЛ, любовь - как бог, не произноси всуе. Потом - пожалуй, первое это почти второе. И да, любить себя не грешно.

    ReplyDelete
  12. Тогда, надеюсь, не разочарую Вас в книге, если замечу, что любое искусство подразумевает желание совершенствоваться, а это вряд ли возможно без вполне ощутимых усилий:) Каких именно - вопрос отдельный и индивидуальный, но в самом подходе, основном принципе - Толстой похоже был близок к Фромму, а ведь жил намного раньше - даже терминов устоявшихся тогда не было...
    И еще, по-моему, если слова подкреплены искренним чувством, ВМЕНЯЕМЫМ объяснением бескорыстной заинтересованности и подтверждающими это поступками - то такие слова вряд ли введут собеседника(цу) в заблуждение и их вряд ли можно будет признать _напрасными_, т.е. сказанными _всуе_. А их действие - будет волшебным!

    ReplyDelete
  13. волшебным - то есть вы добьетесь своего от собеседницы(ка)? шучу. я благодарен Вам за Ваши продуманные замечания, вопросы и ответы. Эх, сколько усилий в самом деле нужно. Ничего не было создано легко, никем, ни в чем. Сколько же мы не создали, потому, что не пошли до края. Не смогли, не сумели, или были заняты другим "краем". Мне кажется, разница между ними (Е и Ф) в том, что Ф наблюдал за пациентами, а Е за собой.

    ReplyDelete