Wednesday, March 31, 2010

Альтернативное прочтение "Мастер и Маргарита" А.Барковым

Вы спросите, где я был все это время? Правильно, читал Булгакова и о Булгакове, ранее непрочитанное. А именно: А.Варламов "Михаила Булгаков" (ЖЗЛ), Дневники М.А. и Е.С.Булгаковых, А.Барков "Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита": Альтернативное прочтение", М.Чудакова "Жизнеописание Михаила Булгакова", А.Кураев "Мастер и Маргарита: за Христа или против", пьесы "Дон-Кихот", "Александр Пушкин", "Блаженство", "Мертвые души", и ЖЗЛ "Мольер", "Театральный роман". Посмотрел фильм "Литературное наследие. Михаил Булгаков" с Симоновым, дающим лакированные сведения о писателе. Вступительное слово к фильму сказал В.Катаев. Не знаю, как это было возможно, ведь Булгаков назвал Катаева в лицо - "Ж--а". Зато увидел кадры с Булгаковской знаменитой тетрадью с аккуратно подклеенными вырезками из газет, содержащими все отрицательные отзывы на его работы (есть даже неопубликованный список его врагов - из дневников).
Нашел и посмотрел фильм "Мастер и Маргарита" режиссера Ю.Кара, который я считал утерянным из-за фразы "Хранение пленки было доверено начальнику службы безопасности ТАМПа Валерию Тарасову, который после того, как их надежно спрятал, внезапно умер." на сайте Л.Дурова. Не стану сравнивать с фильмом В.Бортко, скажу только, что в лечебнице у Ю.Кара цепи на стене.
Было бы интересно прочитать материалы книги "История СССР", которую он взялся писать и начал, но, наверное, они не сохранились. Вряд ли книгу напечатали бы в то время, потому что Булгаков никогда не скрывал своего личного отношения к тому, о чем он пишет, и история оказалась бы правдивой. Например, вот что можно прочитать в его фельетоне "Грядущие перспективы"

Недавно мне пришлось просмотреть несколько экземпляров английского иллюстрированного журнала. Я долго, как зачарованный, глядел на чудно исполненные снимки. И долго, долго думал потом... Да, картина ясна! Колоссальные машины на колоссальных заводах лихорадочно день за днем пожирая каменный уголь, гремят, стучат, льют струи расплавленного металла, куют, чинят, строят... А мы? Мы опоздаем... Мы так сильно опоздаем, что никто из современных пророков, пожалуй, не скажет, когда же наконец мы догоним их и догоним ли вообще? Ибо мы наказаны. Нам немыслимо сейчас созидать. Перед нами тяжкая задача -- завоевать, отнять свою собственную землю....Нужно драться. И вот пока там на западе будут стучать машины созидания, у нас от края и до края страны будут стучать пулеметы.... Там, на западе, будут сверкать бесчисленные электрические огни, летчики будут сверлить покоренный воздух, там будут строить, исследовать, печатать, учиться... А мы... мы будем драться. ... Мы будем завоевывать собственные столицы. ... И война кончится. Тогда страна, окровавленная, разрушенная, начнет вставать... медленно, тяжко вставать. Те, кто жалуется на "усталость", увы, разочаруются. Ибо им придется "yстать" еще больше... Нужно будет платить за прошлое неимоверным трудом, суровой бедностью жизни. Платить и в переносном и в буквальном смысле слова. Платить за безумство мартовских дней, за безумство дней октябрьских, за самостийных изменников, за развращение рабочих, за Брест, за безумное пользование станком для печатания денег... за все! И мы выплатим. И только тогда, когда будет уже очень поздно, мы вновь начнем кой-что созидать, чтобы стать полноправными, чтобы нас впустили опять в версальские залы.
 Кто увидит эти светлые дни? Мы? О, нет! наши дети, быть может, а быть может, и внуки, ибо размах истории широк, и десятилетия она так же легко считает, как и отдельные годы. И мы, представители неудачливого поколения, умирая еще в чине жалких банкротов, вынуждены будем сказать нашим детям: -- Платите, платите честно и вечно помните социальную революцию!


Для меня, самой информативной стала книга "Михаил Булгаков" А.Варламова, самой полезной - "Мастер и Маргарита: за Христа или против" А.Кураева. А самой неожиданной - Альтернативное прочтение "Мастер и Маргарита" А.Баркова.
Рисунок Г.Калиновского

Альфред Барков проанализировал "последний закатный роман" и доказательно пришел к поразительным выводам. Не менее сногсшибательное альтернативное прочтение у него есть и для произведений "Гамлет" и для "Евгений Онегин"; Барков может напоминать Фоменко по отношению к литературе, а на форумах народ интересуется, не сумасшедший ли он. Идея метода Баркова, как я его понял, состоит в поиске противоречий в произведении, а затем в смене акцентов и повествующего лица таким образом, чтобы свести к минимуму или к нулю число противоречий. Вот лишь несколько выводов из сделанных Барковым:

  • Мастер - Максим Горький, кого назвали Сталином советской литературы. В свою очередь, если вы помните, Сталина назвали Чингизханом с телефоном.
  • Маргарита - его любовница, позднее жена - Андреева
  • Воланд - В.И.Ленин. Помните - "да, я, пожалуй, немец"
  • Мастер есть понятие нарицательное. "Появление мастерства ... означает смерть художника" (П.Горелов)
  • Маргарита не есть "идеал вечной любви", а есть образ отрицательный, более того, она ведьма. В ранней редакции романа есть даже шокирующий эпизод "Ножкой вазы служил золотой фаллос. Хохоча, Маргарита ..."
  • Слово "цекуба" не существует, зато в 30-х годах была распространена аббревиатура "цекубу" - "центральная комиссия по улучшению быта ученых", образованная Горьким(!)
  • Коровьев - Н.Эрдман, написавший (вспомните Фагота - "фиолетового рыцаря", пострадавшего из-за собственной шутки ) - "Вороне где-то Бог послал кусочек сыра... - Но Бога нет! - Не будь придира: Ведь нет и сыра."
  • Варьете - МХАТ, который назван Булгаковым "кладбищем" его пьес
  • Римский - Станиславский, с которым Булгаков яростно спорил - "Система Станиславского, это шаманство". "Мольера" репетировали 5 лет (в результате сняли), за это время метро построили.

Буду перечитывать роман. Как научиться читать?

No comments:

Post a Comment