Прочитал книгу “Ты художник” профессора Бетти Эдвардс (книга названа учебником №1 по рисованию). Заодно посмотрел ее уроки. Видео довольно занудно и учит обводить контуры. Построено с идеей: самый неспособный может научиться рисовать. Если использовать измерители углов, расстояний и сетку, как это изобразил А.Дюрер в "Рисовальщике, выполняющем рисунок женщины в перспективе"
Книга интересна, так как в ней рисование использовано для визуализации подсознательных идей и открытия в читателе/художнике творческого начала. Как? Ставя в тупик ваше левое полушарие и переключая активность на правое. Например, вы перерисовываете рисунок, перевернув его. Так, вы не знаете, что рисуете, не “называете/именуете” вещи, которые рисуете, и не используете модели, которые обычно мгновенно возникают в вашем сознании. Например, "знаю, знаю, это кисть, мизинец короткий, средний длинный". То есть, в таком “пустомозговом” подходе, не узнавая объект, вы не используете подсказки сознания и рисуете формы наивно, руководствуясь формально соотношениями границ и их наклонами, в которых средний может оказаться не самым длинным. В результате, повернув свой законченный рисунок, вы можете быть сильно удивлены - до чего похоже. И это не единственный даваемый в книге способ поставить в тупик левое полушарие. На примерах в книге я чувства тупика не испытал, но вспомнил, что сам давно заметил возникающее беспокойство (думаю, это и можно назвать тупиком, растерянностью левого полушария), когда рисую инверсно. Скажем, если яркость точки равна х, ее нужно изображать с яркостью (max-x). Это касается и границ и полутеней. Еще проще, вместо белой бумаги, рисуем на черной. Наверное, какое-то переключение при таком рисовании у меня происходит. Думаю, еще большее замешательство возникнет, если начать рисовать левой рукой (для правши).
В книжке есть продуктивные идеи, например, негативное пространство. Про него и Юрий Синчуков говорит в своем курсе Рисования (упоминал его в одном из постов), но не как о части системы.
Система восприятия и научения рисованию по Эдвардс состоит из 5 составляющих: края, негативные пространства, пропорции, светотень и суть-целое.
Кстати, фундаментальное соотношение - линия глаз делит голову пополам, позволяет автору сомневаться в божественном происхождении изображения на “Туринской плащанице”. Обратите внимание на расстояния выше и ниже глаз. Они не только не равны, так еще лобная часть меньше/уже.
Автор, похоже, прочитала всю литературу про творчество и дает много цитат на полях книги. Вот несколько из них:
Читая про войну между левым и правым способами мыслить, подумал, что менеджер программистов вынужден играть роль мозолистого тела между полушариями - сделать удачной и продуктивной совместную работу выдумщиков и логически строгих программистов.
Кстати, фундаментальное соотношение - линия глаз делит голову пополам, позволяет автору сомневаться в божественном происхождении изображения на “Туринской плащанице”. Обратите внимание на расстояния выше и ниже глаз. Они не только не равны, так еще лобная часть меньше/уже.
Система в свою очередь есть часть (относится к насыщению) концепции творчества (по Гетцельсу), а именно:
| первый инсайт | насыщение | вынашивание | Эврика! | верификация |
Сильно нового я в ней не вижу. Заменив “первый инсайт” на “формулирование проблемы”, вы получаете знакомую формальную схему решения проблем.
“Вынашивание” можно назвать “почтой”. Сформулировав проблему, насытив ее информацией по теме и около, вы пакуете полученное в конверт и посылаете вашему подсознанию. Переключаетесь на другие проблемы и ждете ответа. Он придет.
Так вот, чтобы коснуться подсознания и озадачить его, вы пытаетесь бессознательно визуализировать проблему. Чтобы суметь это сделать, сначала нужно изобрести язык. Пример создания языка с вашими собственными символами дается в таком упражнении: выразить с помощью линий в очерченном пространстве (где важны лево/право, верх/низ) гнев, радость, спокойствие, депрессию, энергичность, женственность, болезнь и еще что-нибудь.
| первый инсайт | насыщение | вынашивание | Эврика! | верификация |
Сильно нового я в ней не вижу. Заменив “первый инсайт” на “формулирование проблемы”, вы получаете знакомую формальную схему решения проблем.
“Вынашивание” можно назвать “почтой”. Сформулировав проблему, насытив ее информацией по теме и около, вы пакуете полученное в конверт и посылаете вашему подсознанию. Переключаетесь на другие проблемы и ждете ответа. Он придет.
Так вот, чтобы коснуться подсознания и озадачить его, вы пытаетесь бессознательно визуализировать проблему. Чтобы суметь это сделать, сначала нужно изобрести язык. Пример создания языка с вашими собственными символами дается в таком упражнении: выразить с помощью линий в очерченном пространстве (где важны лево/право, верх/низ) гнев, радость, спокойствие, депрессию, энергичность, женственность, болезнь и еще что-нибудь.
Под что-нибудь, как видим, я изобразил смерть. Интересно было бы использовать цвета.
Далее, вы бессознательно рисуете вашу проблему. Визуализация проблемы одного из учеников выглядит так
Далее, вы бессознательно рисуете вашу проблему. Визуализация проблемы одного из учеников выглядит так
В чем проблема? Ожирение. Эту картинку можно посылать по “почте”.
Автор, похоже, прочитала всю литературу про творчество и дает много цитат на полях книги. Вот несколько из них:
- Роберт Музиль поддержал Лихтенберга, Ницше и Маха в своей предрасположенности к формулировке “мыслится” вместо формулы “я мыслю”.
- Приписывается Ж. Браку: “Искусство бредит, наука успокаивает”.
- Приписывается Гойя: “художник, видя человека выпавшего из окна третьего этажа, должен успеть нарисовать его, пока тот не коснется земли”.
- Один начинающий художник пожаловался на модель, от которой требовалась неподвижность: “слишком глубоко дышит”.
Читая про войну между левым и правым способами мыслить, подумал, что менеджер программистов вынужден играть роль мозолистого тела между полушариями - сделать удачной и продуктивной совместную работу выдумщиков и логически строгих программистов.
No comments:
Post a Comment