Герман Гессе, автор "Степного волка" и "Игры в бисер" в 40 лет, в самый разгар войны, начал заниматься живописью. Через 3 года зарисовок, "педантично заштрихованных и раскрашенных блеклыми землистыми тонами, явилась яркая палитра Гессе".
Узнал я это только что, прочитав его книжку "Магия красок. Акварели из Тессина, заметки и стихи".
Великим художником знаменитого писателя не назовешь, он и сам постоянно подчеркивал, что он дилетант. "Я не очень хороший художник, я дилетант, но нет другого человека, кто так знал бы, любил и лелеял в своем сердце образ здешних времен года, дней и часов, пригорки и впадины, очертания берегов, хитрые тропки в зелени этой просторной долины".
Если считать художником творческую личность, способную увидеть и запечатлеть, то Гессе был великим наблюдателем и наивным, ярким и завороженным исполнителем-живописцем. Он пишет: "у меня тут вовсю напряженная борьба за зеленый, за серый; я размываю гору вдалеке, я брызгаю красным в зелень листвы, я брызгаю туда еще и синим, я страшно волнуюсь за тень под красно крышей у Марио, я бьюсь над золотисто-зеленым шаром шелковицы у затененной стенки".
Найден еще один способ высвобождения восторга от живой природы, сопереживания увяданию цветка, потрясения закатом, различения блаженства и муки - "Живопись - это чудо. Прежде я считал себя внимательным наблюдателем. Но становлюсь им только теперь ... вот где свобода от распроклятого этого мира, подчиненного воле".
Интересным наблюдением подчеркивает Гессе свою способность тонко чувствовать и "вдохновенно переживать" - "А ну-ка попробуйте разок, дайте этому вашему американскому современному человеку, для кого музыкальность определяется умением обращаться с граммофоном, для кого качественная полировка автомобиля открывает мир прекрасного, - преподайте ... пробный урок искусства сопереживать смерти цветка и превращению розового в светло-серый как насущному и волнующему событию, как тайне жизни и красоты вообще. И вы будете удивлены."
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment