Thursday, February 14, 2013

Проводник электричества

Решил рассказать внуку про физический закон Ома. Поискал в сети что-нибудь занимательное, но ничего, кроме треугольника, по которому детям легко запомнить, что умножается, а что делится, не нашел.
Думаю использовать аналогию с расстоянием, скоростью и временем, которые он хорошо усвоил.
А вот сам Ом, как написано в книжке В.В.Кошманова "Георг Ом ", воспользовался аналогией с явлением теплопереноса, который описывается формулой Фурье. Признание научных заслуг пришло к Ому не сразу. Несколько лет его теоретические работы подвергались критике. Например, профессор Берлинского университета Ф.Поль назвал их "плодом неисправимых заблуждений, преследующих единственную цель - умалить величие природы".
Теперь про казус, который побудил меня написать этот текст. В книжке упоминаются русские ученые Ломоносов и Рихман, приведены портреты.
На портрете слева узнаем Гегеля, но не Рихмана, как написано под рисунком. Настоящий Рихман выглядел так
Судьба русского создателя первого электрометра сложилась трагичнее, чем у немецкого автора "Определение закона, по которому металлы проводят контактное электричество". Ученый Г.В. Рихман погиб от удара молнии, изучая электричество грозовых облаков. Его не упрекнуть в "умалении величия природы". Шокированный известием о смерти М.В. Ломоносов, как и Рихман занимавшийся измерениями во время той же самой грозы, немедленно (26 июля 1753 года) написал письмо И.И. Шувалову, в котором рассказывал про свои измерения: "Внезапно гром чрезвычайно грянул в самое то время, как я руку держал у желeза, и искры трещали. Всe от меня прочь побeжали, и жена просила, чтобы я прочь шел. Любопытство удержало меня еще двe или три минуты, пока мнe сказали, что щи простынут", а также про результаты измерений коллеги: "умер господин Рихман прекрасною смертью, исполняя профессии должность".
Заканчивается письмо просьбой не запрещать исследования из-за случившегося несчастья: "... чтобы сей случай не был протолкован противу приращения наук, всепокорнейше прошу миловать науки".

No comments:

Post a Comment