Friday, March 15, 2013

Плоский взгляд

Вчера по подсказке Екатерины О., спасибо, попал на семинар Сергея Жигулина “Смотреть и видеть” на сайте ArtMart. Очень понравилось, и материал, и представляющий его художник, думающий прямо у нас на глазах. Главный обсуждаемый вопрос первой части - как “сплющить” мир, как объем отобразить на плоскость. В субботу будет вторая часть. Решусь предположить, что если на первой речь идет об анализе, декомпозиции, выделении плоскостей предметов, то во второй - об обратном процессе: как из имеющегося материала, плоскостей построить, восстановить объем, подсказать зрителю, “обмануть” его и показать предмет в пространстве. Посмотрим.
А пока, про первую часть. Примером декомпозиции послужили доски-плоскости, с помощью которых “печатаются” цветные гравюры. Скажем для одной из японских гравюр, не самой сложной, понадобилось 30 досок. Как художник видит, выделяет эти плоскости? Непостижимо. В простом варианте ниже нужны 4 плоскости: зеленая бутылки, желтая яблока, красная ягод и черная графики.

Интересно говорилось о взаимодействии форм. В элементах линий это выглядит так
Параллельные - нет эмоции, “все равно”, в то же самое время вторая линия поддерживает первую, две линии убедительнее одной; расходящиеся - дружественны изначально; пересекающиеся - конфликтны. С помощью таких трех базовых отношений выражается характер формы и взаимодействие ее с другими.  Рассмотрено несколько примеров, в которых почти математически обнаруживается поддержка линий форм. На персидской миниатюре угаданное продолжение линии левого растения проходит по линии головного убора и уходит в линию растения справа.
По замыслу художника формы могут спорить. Например, “Германн” Епифанова: диагональная линия одежды от головы сечет беднягу пополам
Форма имеет:

  • характер, 
  • пространство, в котором проявляется
  • и внутреннее содержание (по Кандинскому - напряжение).

Характер формы показан на примере фигуры.
Воздействие пространства иллюстрируется так. Тесно, просторно. 
Форма подавила пространство, пространство подавило форму.
О пространстве художник С.Жигулин хорошо пошутил. Если нет границ, форма не определена. Так, на вопрос, что на рисунке, можно ответить - круг, края которого не видны. Может Малевич рисовал круг?
Внутренне напряжение может почувствоваться на примере жилок на листе клена, или разрушающей Германна линии.
Задано задание: на каких-то примерах попытаться найти признаки сказанного и опростить изображение, выделив характерное.
Попробуем. Начнем с простого. Изображение шара. Упрощение его может быть таким - пером. Нет конфликтующих пересечений, гладко, хотя не очень плоско.

А вот с кубом непонятно, также, как и с архитектурными формами, где по определению множество пересечений. Не знаю, как избежать конфликтов. Пусть остаются.
В природе множество гармоничных форм, в которых линии дружественны и приятны. Например линии молодца петуха. Отдельно взятое перо. Гладкие концы его прядей на шее. Такие же формы, как концы прядей, есть у рыб - чешуя. Есть на кольчугах, на узорных куполах церквей.

В качестве упражнения хотел упростить “Девушку с персиком” Серова, но вовремя одумался, не следует “пачкать” совершенство.
Выбрал эту фотографию.

Возможно, не очень понял задание. Вот, что сделал. Есть линии, есть их поддерживающие линии. Более менее обозначен центр. Есть таинственный свод и ступени, сулящие отдых. Есть плоские пятна. Из-за них нет поворота по лестнице.
Можно попробовать упрощающий вариант с раскраской. Но здесь тайны меньше и лестница площе.
В общем, неуд. От такого плоского взгляда захотел вступить в конфликт с Саврасовым и нарисовать "Грачи улетели".

No comments:

Post a Comment