Tuesday, March 19, 2013

Видеть и не знать


Во второй части веб-семинара "Смотреть и видеть" на artmart Сергей Жигулин говорил о переходе от плоских изображений к объемным. Было интересно, а для меня полезно.
Стало ясно, что требовалось в задании первой половины. А требовалось много: и композиция с ее центром, и идея, и поддержка окружающих форм, и, наконец, декоративность в сочетании с плоскими формами. Попробовал ту же фотографию задекоративить

Переходя к объемному рисунку, Сергей начал с Леонардо,

(эх, не надо сравнивать с первым рисунком) сказав приятные слова, что в рисунке есть уважение к пространству. Вспомнили Хаксли “Двери восприятия”. Мне там понравилось: “в юбке Юдифи (тоже драпировка) я  мог  ясно  видеть, что, будь я  гениальным  художником,  я  мог  бы  сделать  из  своих  старых фланелевых штанов”. Меньше уважения.
Как в штриховке зарождается объем? Не зависимо от техники штриховки, однонаправленная, как у В.Лебедева,

или “по форме”, как у Дюрера

к объему приходят, когда линии начинают таять и границы формы растворяются (иногда в соусе). Как у Лебедева и Дюрера, или как у Сёра.
Кстати, мне А.Цорн нравится больше, чем Лебедев




Итак, объем “делают”: 1. тон; 2. пропорции.

Далее для меня, наивного рисовальщика, было самое интересное, что я постепенно начал чувствовать и понимать сам. Рисуя, нужно постоянно соотносить форму с другими формами: ниже, выше, угол между, больше, меньше (а также: светлее, темнее). А самое главное, искать продолжение линий одной формы в другой. Находить линии, проходящие весь рисунок насквозь. Вот пример
Следующий рисунок, который Сергей показывал, был более нагляден, но у меня его нет. Неважно, в каждом натюрморте, портрете, пейзаже обнаруживаются такие связующие линии отношений, пусть даже местами невидимые.

Дальше, мне пришло в голову, что эти продолжения линий очень смахивают на траектории движения бойца в айкидо и фехтовании, особенность которых - быть плавными и не потерять энергию на прыжках и столкновениях. Ищем такие линии силы.

Наконец, рисовать следует отказавшись от знания того, что рисуешь. То есть, видя стул, не рисовать стул. Нужно видеть композицию в целом и постоянно держать ее периферийным зрением. Если мы узнаем форму, то непроизвольно рисуем ее отдельно, лишая ее (и себя) взаимодействия с другими формами. Наступают какие-то невидимые и видимые изменения. Я тут же вспомнил, что для “неузнавания” предмета Б.Эдвардс советует попрактиковаться в срисовывании перевернутой версии модели. Я думаю, что, если повернуть налево или направо, то степень неузнавания станет больше.

По-моему, artmart угадал бизнес. Народ, наконец, вернется из своих Кипров и Египтов и обратится к себе. А на свое развитие денег не жалко.

1 comment:


  1. we train our student to be hard working and successful in there area of their specialization.
    kelechukwu

    ReplyDelete