Saturday, November 30, 2013

Базовый курс

С трудом закончил курс “Графика. Базовый курс” на артмарте. 5 уроков по 2-3 задания в каждом. Переделывал по 10 раз почти каждое задание, понадобилось больше, чем полгода.  
В начале был орнамент. Урок стилизации и понимания ритма. Вместо карандаша сделал на Galaxy Note.
Затем - знакомство с объемом: простые формы из бумаги и натюрморт с перцем и чесноком. Важны композиция и тоновые отношения для передачи объема.
На третьем уроке - предметы в пространстве и пейзаж. Знакомство с линейной
и воздушной перспективой.
Рисуя, читал по теме заданий, в частности, нашел Б.В.Раушенбаха “Пристрастие”. В главе “Гармония и Алгебра” академик открывает читателю удивительные знания - наш глаз видит реальные предметы в аксонометрии (параллельная перспектива), и лишь после обработки мозгом дальние отрезки становятся короче. Изображения же на плоскости должны быть искусственно подвергнуты искажениям для создания эффекта глубины, т.к. для глаза нет/меньше признаков глубины. Он видит на картине ближние предметы и дальние на одной дистанции и у мозга меньше поводов для включения искажений (мой вывод). Следовательно, линейная перспектива может быть заменена так называемой “художественной” перспективой для создания у зрителя правильного заблуждения. Например, у Сезанна гора святой Виктории дана большего вертикального размера по сравнению с фотографией (заштрихована) и с естественным зрительным восприятием (контур).
Это может быть даже обратная перспектива, которую часто показывают в своих рисунках неиспорченные образованием дети. Известны и случаи совмещения перспектив. Например, у Рябушкина половицы параллельны, рост бояр, ожидающих царя, почти одинаков, а для иллюзии глубины достаточно сужающейся красной дорожки. 
Помню, я и сам сомневался - почему линейная перспектива, а не обратно квадратичная, тогда изменения расстояний вблизи меньше, чем вдали. Интересно, что причины внимания академика Раушенбаха к иллюзии глубины на плоскости - космические, решалась задача визуализации стыковки космических кораблей.
В уроке №4 рисовали животных. Задача - передать материальность, в моем случае - мех.
Кроме волка, рискнул перерисовать “Молодого зайца” Дюрера.
В последнем уроке - портреты, от наброска до “полноценного” рисунка. 
Портрет, видимо, требует всего набора знаний и навыков: перспектива, отношения тонов, тени и рефлексы, пропорциональность.
Повезло с преподавателем. Юлия не принимала рисунок, не найдя тысячи недостатков, не сделав десятки замечаний и не потребовав исправлений.

1 comment: