Friday, January 29, 2010

Якутия 1985

Пеше-водный поход по реке Токко в Якутии, июль-август 1985


Календарь

Населенные пункты и реки

  • г.Чита, г.Тында, г.Чара, ст.Бамовская, п.Торго, ст.Хани
  • р.Токко, р.Алаткит, р. Шилка

Карты

Участники
Галина Раевская, Виктор Раевский, Александр Гладцинов, Дмитрий Страхов, Юрий Воронцов, Борис Сабанин

Фотоальбом
Фотографии в интернете

Дни похода

20 июля. Поезд из Сарова до Горького

21 июля. Самолет Горький-Чита. Пришлось вернуть Марту с оказией домой. Оказалось, нет нужной для полета справки. Мы ездили с ней на Алтай, в поезде не было проблемы.

22 июля. Чита. Не можем улететь до Чары из-за пожаров. Ночь в порту. Колоритная деревянная лестница ведет в буфет на втором этаже. Встретили охотника (пассажира) с лайкой, которая куплена задорого. Хозяин собаки упомянул про риск потерять ее. Так уже было - так сильна конкуренция среди охотников, убивают собаку как основной инструмент промысла.

23 июля. Билеты на поезд до Тынды. Время провели в городе и на вокзале. Книжный базар, нашел А.Грина. Световая реклама длиной в одно слово, дополнительная мозговая работа для читающих. Поезд вдоль реки Шилка

24 июля. Встали на ст.Бамовская из-за крушения товарного поезда, идущего впереди нас. Лес с голубикой, костер, чай, гости, в том числе блатные.

25 июля. Поехали, едем мимо опрокинутых вагонов с углем. Железнодорожники, восстановившие путь, стоят под стенками опрокинутого вагона, прячась от дождя. Заметны изменения в пейзаже, например, речушки на глазах набирают силу. Город Тында - столица БАМа, барак вокзала, рядом - строящийся дворец нового вокзала. На соседнем пути заключенные с отчаянными лицами смотрят сквозь решетки окон пассажирских вагонов. Билеты до Чары. Едем, набившись в купе, открыты сухари, ночные разговоры про медведей. Станция с названием "Это не Сочи".

26 июля. Едем, видны горы, утки в заводях, глухарь. Железная дорога находится в опытной эксплуатации. Мосты бездонны в пустотах между шпалами. Станция Хани, идем к начальнику станции просить об остановке поезда на перевале для "высадки группы биологов АН СССР под руководством старшего научного сотрудника В.Раевского (на снимке Дима).

Высадились, огляделись и пошли, обходя озера по следам вездехода, куропатки. Ночевка у большого озера.

27 июля. Часовая разведка, Витя с Шурой по компасу левее напрямик по болоту, я вдоль русла Олондо (?). Следы когтей медведя и шерсть на сосне. Наледь Олондо, геологи на второй наледи. Похоже на Клондайк (по Б.Гарту), лотки, золото, якуты, олени, уха из хариуса. Посмотрели на профессиональную карту, 10 км до перевала на озеро Токко. Изба. Дальше на крыше вездехода с геологами и ружьем, выстрел по куропатке влет схода. Живописные горы, озеро.

28 июля. Дневка. Разведка вниз по Токко до ущелья с ружьем, переплывал протоку. Вечером Юра и Дима навели на перепелку. Голец - рыба вкусная.

29 июля. Дневка. Густой терпкий запах трав и кустарников. Живописная картина, созданная их яркой окраской. Вышел на охоту вправо, раздражающий сланец, короткий сон в жару под мошками, отвалы гор, вернулся пустой. Заготавливали золотой корень. Вечером совершил подъем на Красную гору перед закатом. Подъем, почти отвесный, занял 50 мин. Вид на вершине - захватывающий дух. Спуск оказался важнее для меня, чем подъем - спускался лицом вперед, перевоплотившись в козла, то есть, без рук. Серьезные нагрузки для некозла на связки в коленях.

30 июля. Вышли, легко до ущелья.

Красиво, большие камни и сильная вода. Ошибочный подъем влево. Выход на русло. Море комаров и потеря тропы. Тропа по непроходимому стланнику, похоже звериная. Дым от пожаров, солнце как слабое светлое пятно в нем. Затяжной подъем. Темнеет. Нужно дойти до воды. Пошел один, заламывая ветки. Чаща кедровника и спуск, оставил рюкзак и ринулся обратно. Темно, навстречу Витя с фляжкой, идем вместе до рюкзака, затем вниз напролом в кромешной тьме. Вода в ночи. Сладкие ужин и отдых после тревог и нагрузок днем.

31 июля. Утром, выйдя из палатки, обнаружили себя на пятачке среди деревьев, тайга выглядит как на картинке. Витя подстрелил 2-х куропаток.

Вперед, часто без тропы по компасу, болота, постоянные разведки. Вышли на русло. Петля реки. Идем в поисках места для постройки плота, местами река кажется "плотоходной", сплавной. Глубоким вечером на косе.

1 августа. На охоту, голубика. Если фокусироваться на тайге, она кажется живой и цельной. В ней что-то недосказано, скрыто лично от тебя, какая-то передышка перед откровением. 5 уточек на озере, пришлось лезть в воду, чтобы забрать после выстрела. Вышло вкусно и сытно. Начали строить 2 плота. Витя "нашел" ленка.

2 августа. Строим. Первый пойманный ленок. Галина испекла блинчики с голубикой. Неподдельный интерес к процедуре изготовления, изнеможение ожидания, робкая мысль о невозможной добавке, божественное блюдо. Поедали блинчики всем телом и душой. Думаю, близко к дзеновскому - "хочешь спать - спи, хочешь есть - ешь", полное вовлечение в то, что делаешь. Следы медведя поблизости, похоже, он тоже понимает в блинчиках.

3 августа. Стартуем между камнями и по камням, рискуя износить поверхность баллонов. По уши в воде. Восторг от течения и сливов. Витя угрюм на короткой остановке. Слив воды ступенями - плес, течение. Тишь с глубиной. Олени с оранжевой шерстью. Синяк от весла, близко рассажены на плоту, "понятно, почему на сплаве носят шлемы". Вид гор, которые миновали, завораживает, кое-где снег. Яма на повороте, встали в надежде на рыбу

4 августа. Дневка. Ленки.

К сожалению дальше записей нет. 8-го прошли порог, 11-го - Алаткит. Где-то встретили нежилое стойбище оленеводов. 12-го вышли (выплыли) на остров не далеко от устья реки Торго, встретили рыбаков/охотников, заготавливающих рыбу на зиму. Ели свежеиспеченый хлеб с маслом и тайменя.

Дальше пешая дорога до Торго, частично через гати. Встретили брошенный неисправный самодельный 3-х колесный автомобиль.

Позднее, по-моему ночью, догнали мужика с собакой в рюкзаке, он сбил ее, свою, когда ехал на вездеходе. Нес до Торго. Остановились в поселке в каком-то доме. Народ в своих домах там имеет отапливаемые теплицы, ели омлет с помидорами. Вылететь из Торго сразу не смогли из-за сильной задымленности. Через 2 дня на АН-2 до Олекминска.

Затем Новосибирск, Москва и Саров.

No comments:

Post a Comment