Tuesday, March 09, 2010

Работа во ВНИИЭФ до перехода в Intel, 1972-1993

Фотографии периода работы в РХО.
Фотографии, посвященные отделу 0412.

После учебы на физтехе УПИ в 1972 году начал работу во ВНИИЭФ Арзамас-16 в Радио-Химическом Отделе 0412 (А.Лбов, С.Весновский), затем работал в отеле 0412 (В.Зезюлин). В РХО делал диплом, руководил которым Николай Барабанов. Затем разрабатывал приборы и автоматизированные системы регистрации с обработкой гамма и масс-спектров. Занимался эксплуатацией и модернизацией амплитудных анализаторов: АИ-256, АИ-4096 (шкаф), переносной АИ-1024, плата из Дубны и, наконец, Nokia. В начале обработка данных на ЭВМ выглядела так: спектры, полученные в "шкафу" и выведенные на перфоленту, везли в отдел 0412 для обработки на PDP-11 с помощью купленного программного обеспечения. С появлением первых ЭВМ в отделе по уши влюбился в вычислительную технику и программирование, и решил, что в физике мне делать нечего, тем более, что к тому времени стало ясно, какие должны быть локти, чтобы там чего-нибудь добиться. 

Первая машина, для которой программировал, была PDP-8e: 12 разрядов, 4K память. Доступ к ней был получен благодаря А.Корочкину - специалисту высокого класса в масс-спектрометрии.
С помощью PDP-8e физики управляли масс-спектрометром через CAMAC. Первые программы вводились прямо на панели с помощью клавиш. 
Обработка результатов велась на МИР-1. Замечательная была машина с программированием на хорошем абстрактном уровне и поддержкой математических функций. Кто-то назвал ее первым персональным компьютером. Машинное время делили с помощью графика работ и уговоров. Здесь и далее меня многому учил Г.Трубачеев.
Работал на Мир-1 до тех пор, пока в отделе не появилась СМ-1. Ее передал в РХО В.Зезюлин без больших надежд, что без специалистов в РХО один я смогу ее запустить и эксплуатировать.
Для начала пришлось съездить в город Орел и поменять дисковый накопитель ИЗОТ-1370 5МБ, так как поставленный нам экземпляр был заржавевшим, и диск даже рукой не прокручивался. Ехали с Н.Барабановым на уазике перед Новым Годом. Был лютый холод. Вытекла тормозная жидкость, и в Новомосковске, проехав перекресток на красный свет, остановились у аптеки в надежде купить какой-то заменитель, кажется, глицерин. Нам предложили микроскопическое количество - бесполезных 2 пузырька. Тогда купили хорошего портвейна, залили и доехали до заправки. В Орле на заводе из-за морозов сломалось паровое отопление, и народ сидел в шубах, греясь от паяльников. Видел, как непрогретые паяльником концы отваливались от места соединений, так адаптировались оригинальные болгарские накопители для работы в комплексе СМ-1. Нас никто не ждал, в ОТК равнодушно глянули на документы с фотографиями ржавчины и отказали. Пришлось идти в партком, была раньше такая полезная организация. Заменили дисковод и в ночь поехали домой. Затем были дни и ночи познавания супервизора, драйверов, загрузчиков; ремонта плат процессора и памяти; полных то отчаяния, то радости. Наконец, первая программа на Фортране II была успешно выполнена. Компилятор был написан в Северодонецке в каком-то женском коллективе. До запуска дисковой операционной системы он загружался перед каждой компиляцией с перфоленты, так же, как и загрузчик программ. Самым надежным устройством во всем комплексе был чешский фотосчитыватель, и тот драл ленту из некачественной бумаги. Очень жаль, что так много сил, времени и энтузиазма было потрачено на около-вычислительные проблемы.

Ездил на конференции. Самыми интересными были конференции в Протвино с названием "Всесоюзная школа по автоматизации и эффективности научных исследований". Был на конференциях 1986 и 1988 годов. В 1986 там увидел и оценил Макинтош, с которым приехал Ю.Шакула из МосСтанкин. Большинство докладов делалось научными сотрудниками ИФВЭ, а также приглашенными учеными. Например, профессор медицины Флеров рассказал про использование ВТ в медицине и пошутил, что с помощью ПК им удалось зарегистрировать факт перекрытия СО2 больному, когда хирург наступил на шланг; К.А.Ларионов раскрыл перспективы ЕС, высказав интересное мнение "на нашей технике Linux работает плохо, так как в нем недостаточно средств поддержания надежности"; А.Н.Томилин ИТМ рассказал о разрабатываемых супер-ЭВМ и моделировании ЭВМ; Н.П.Брусенцов, автор троичной ЭВМ, о проблемах образования в стране и об опыте компьютерного обучения в МГУ, он нашел лучшую чем С.Джобс аналогию для ПК - сравни "Каждому свой Аристотель, как Македонскому" с "велосипедом" Джобса ; М.Г.Чайковский об Эльбрусе Б; А.В.Гиглавый об идеальном ПК. Главным событием на этих конференциях был приезд и выступление Г.Громова, основателя журнала "Микропроцессорные средства и системы" и автора книг Национальные информационные ресурсы и Очерки информационной технологии
Он стал и был кумиром многих в то время. Обаятельный, способный увлечь аудиторию меткими аллегориями и сотнями фактов и цитат об информационных технологиях, Григорий Рафаилович ввел понятие "автоформализация профессиональных знаний" и доказывал ее осуществимость благодаря феномену персональных вычислений.

Было ясно, что СМ-1 не способна управлять и собирать данные с установок отдела, и что она годится лишь для off-line обработки. С появлением Электроники-60 (LSI-11) в различных ее реализациях и освоением в отделе 0412 разработки и изготовления КАМАК модулей, почти каждая установка в РХО была автоматизирована. Программировали на QUASIC, он позволял управлять КАМАК модулями и мог быть усовершенствован по требованию. Улучшения интерпретатора велись в отделе 0412 талантливым Алексеем Лукьяновым. Он делал и много других удивительных вещей.


Кроме паяния и программирования управляющих процедур я занимался освоением методов обработки гамма и альфа спектров и программированием их. Разработанная программа обработки гамма-спектров была реализована позднее на разных платформах, включая ЕС 1840, и языках - С++, Паскаль, Модула, Фортран, Оберон, С. Долгое время ее использовали в отделе после моего ухода. Не уверен, может и сейчас используют. Самым трудным и увлекательным в ней было аналитически описать перекрывающиеся гамма-пики. Помню, разработал и спаял интерфейс к графопостроителю, контроллер дисплея для телевизора с набором шрифтов; был автором и соавтором 6 статей в журналах "Приборы и техника эксперимента" и "Автометрия", а также нескольких докладов.


Важным этапом в моем образовании стало подключение терминала в РХО к PDP-11 в отделе 0412 через 10 км телефонного провода. Связь часто терялась на трех телефонных узлах, поэтому приходилось поощрять там работающих дам по праздникам, чтобы по первому звонку в буднее время они восстанавливали соединение. Это было чудом - работать в VMS с множеством компиляторов и настоящим экранным редактором и общаться с классными специалистами отдела 12. 

Часто ездил на полигон под Семипалатинском. Только вычислительная техника и программирование делали жизнь там интересной. Сначала с Электроникой-60, затем с IBM PC. Портировал обработку гамма-спектров на ЕС-1033 местного вычислительного центра. Курчатов был ухоженный, а летом роскошный город на берегу Иртыша с коттеджем для министра обороны Устинова, Домом культуры (или офицеров), танцами и ресторанами. В воинских частях была приличная аппаратура и вычислительная техника.

С появлением ПК я мало жил на берегу и все время проводил один в фургоне в степи, готовя комплекс к измерениям, обучаясь программированию и методам обработки. Много мелких приключений и всяческих личных достижений. Все это заканчивалось серьезным потрясением окрестностей и сутками непрерывных измерений. Затем еще неделя и - домой до следующей командировки. Степная жизнь показала, что необходимых вещей мало, и они просты - нитка с иголкой да вода. Снимать было нельзя, и я рисовал штольню, горы, стаи фургонов под горой, но все рисунки раздал, интересно было бы взглянуть на них. Но и без рисунков есть, что вспомнить.

После прекращения испытаний и закрытия полигона город Курчатов изменился, так сильно, как будто испытания перенесли на берег.

После последнего испытания я перешел в отдел автоматизации и вычислительной техники 0412 со множеством молодых, талантливых, амбициозных программистов и электронщиков во главе с отдавшим всего себя делу В.Зезюлиным.

По заказу Сергея Зыкова написал программу обработки спектров для переносного анализатора "Спин", разработанного в Ленинграде, и переключился на регистрацию и обработку изображений в группе Игоря Жукова лаборатории Валерия Курякина. Написал BIOS для платы видео захвата, разработанной Игорем, и программу обработки изображений общего назначения. Затем специального - для обнаружения исчезновений или появлений объектов на сцене. Разработал интерфейс ПК-КАКМАК и несколько КАМАК модулей с использованием микроконтроллера i8051, для которого написал ассемблер и отладчик. 

Каким-то летом состоялась спец командировка в Москву для приема ЭВМ VAX для отделения 04 в арендованном офисе в Москве. Вместе с ящиками в офисе появился заграничный тип с кейсом и вкусным на вид яблоком внутри. Тип был гарантией полноты комплекта купленной ВНИИЭФ системы, собираемости частей, и работоспособности системы в целом. Для него мы все были жителями Москвы. Мы даже знали адрес, по которому "жили" в столице. Интересно, что по легенде мы жили в одном доме, хорошо не в одной квартире. У нас не хватило ни любопытства, ни времени зайти домой. 
Команда Е.Зезюлина успешно справилась со всеми работами, начиная от вскрытия ящиков и кончая установкой операционной системы и тестированием. Зимой машина заработала в Сарове, и началась счастливая пора для физиков осваивать могучие вычислительные средства и переносить программное обеспечение и базы данных на новую машину. В группе И.Жукова начались работы на microVAX как рабочей станции для обработки изображений. Нам так не терпелось соединить microVAX и VAX, что мы сами протянули Ethernet кабель от одного здания до другого, утопая в снегу и развешивая желтый кабель на высоких соснах площадки. В тот же день с ликованием оказались в сети отделения и овладели всеми ее ресурсами.

Дальше начались события, в реальность которых было трудно поверить. В городе с визитом появились сотрудники Аргоннской Национальной Лаборатории, и несколько отделений ВНИИЭФ представили темы проводимых работ и основные достижения. Конечно, это были части или версии работ, открытые для публикаций. Я с помощью переводчика представил регистрацию и обработку изображений, на которую обратили внимание. Вскоре мы получили задание на разработку системы "идентификации поверхностей по их микрорельефу" и в придачу целлулоидную пленку с каким-то невидимым рельефом, который предстояло идентифицировать. Валерий Курякин быстро организовал работу и сотрудничество с лабораторией, располагающей рентгеновским микроскопом высокой разрешающей способности. Ее сотрудник Г.Лямин получил на нем реплику микрорельефа. Осталось написать программу обработки и текст, представляющий результаты идентификации. После представления результатов АНЛ, они предложили нам участвовать в международной конференции по контролю за вооружениями в Ричмонде США в июне 1993. Я предложил ехать Валерию Федоровичу, он предложил мне. Так я первый раз оказался за границей в небольшой компании физиков из Сарова и Снежинска. За неделю произошло множество интересных и необычных событий, главным из которых был доклад. Нас хорошо принимали на фоне интереса к России. 

Осенью того же года вместе с Сергеем Зыковым (6) и его сотрудниками ездил в Лос-Аламос. Когда 4-го октября оформляли пропуска, по телевизору в офисе их режима начали показывать, как танки обстреливают "белый" дом в Москве. Все забеспокоились, не поедем ли мы срочно назад в Россию. Стали спрашивать, на чьей мы стороне, за кого мы. Ответил, что я - за моих дочерей. 

На этом моя активность по нераспространению закончилась, потому что в Саров с визитом приехали менеджеры из Интел - Ричард Вирт и Кен Посек. Очень быстро после их визита, благодаря Людмиле Нестеренко, мы начали разработку и оптимизацию библиотеки обработки сигналов для Интел - SPL. Об этой и других работах для Интел, о том потрясающем времени - в следующий раз.

2 comments:

  1. Здравствуйте, многоуважаемый автор! Очень интересно было прочитать Ваши воспоминания о разнообразном творческом пути во ВНИИЭФ. Я тоже в следующем году заканчиваю физтех УПИ (ныне уже УрФУ) и поглядываю в сторону Сарова. Имею желание задать Вам пару вопросов о возможностях работы. Ответьте, пожалуйста, если вам будет интересно и нетрудно поделиться опытом с подрастающим поколением. KleinesKindRu@gmail.com

    ReplyDelete
  2. Hi friends, its enormous post concerning teachingand fully defined, keep it up all the time.


    Also visit my blog post how much should i weigh calculator

    ReplyDelete