Monday, July 29, 2013

Кистью по бумаге

Учебный год в худ школе заканчивается походами на природу и по улицам Сарова. Два летних месяца в этом году пролетели как пара утренников. Оставлю здесь на память несколько акварелей.
Начали с дома, где были Игрушки и где мы с женой в кредит купили неигрушечный советский цветной телевизор Рубин. Везли домой на санках. Я несколько лет регулярно смотрел в него сзади. Да здравствует 125-летний Зворыкин!
Во дворе здания военкомата, застенки
Дача Сахарова
Церковь Иоанна Предтечи. Тополь справа имел два ствола, когда мы начали рисовать. Шквалистый ветер и ливень надломили и обрушили второй ствол прямо на наших глазах.
Уголок лечебницы

Храм Серафима Саровского
Ген столовая напротив Дома ученых
Храм Всех Святых в ненастье. Сзади крест колокольни. По нему ясно, что сидел очень низко от уровня асфальта. Но вот по траве этого не скажешь - проблема. В натуре трава заслоняет нижнюю часть храма.
На берегах Сатиса
Упрямо хожу утром рисовать откос, пока безуспешно.
Домик в Союзе
Часто кажется, что с числом повторов и выдавленных тюбиков ничто не приходит. Придет - закон больших чисел.

Monday, July 01, 2013

Восковой Ван Гог

"Нигде ни пятнышка чернил"

"Евгений Онегин"

Написал про Ван Гога (предыдущий пост) и вспомнил, что был в мае 2001 года в Амстердаме, и фотографии есть. Нашел их и отсканировал. Фотки порченные чернилами от надписей на обороте, виноват. Вечное перо не потому вечное, что пишет вечно, его следы вечны.
Были мы там на конференции разработчиков Интел IDF, проводили мастер-класс по разработанной в Сарове библиотеке IPP. 30 компьютеров на процессоре PIII с установленными библиотеками и кодами заданий.

Ведущий Стюарт

Сходил в музей Ван Гога, снимать там не разрешали. По впечатлению, картины сильно отличаются от фотографий. Не удивительно.

А вот в музее восковых фигур Тюссо снимать можно. Восковой Ван Гог вовсе не выглядит крестьянским художником

Нашелся там еще один мастер - мастер перестройки

Немного фотографий, снятых во время прогулки и поездки по Амстердаму.
С велосипеда в метро, навсегда
Этот отслужил свое, загнулся
Стоп, мост поднят, судно идет
Переходя улицу, посмотри направо
Было бы симпатично, если бы не чернила
Работа неизвестного голландского живописца
Спальный район






Thursday, June 27, 2013

Неистовый Винсент

Перечитал письма Ван Гога брату Тео. Как написала Дмитриева, хорошую книгу о Ван Гоге не написать. Лучшая книга о нем уже написана. Им самим. И это - опубликованные письма к брату. Не имея законченного образования, тем более академического, Ван Гог много и внимательно читал, овладел несколькими языками, и его художественное повествование было так же живописно, как его картины. Пример, на который трудно не обратить внимание:
На дворе оглушительно стрекочут кузнечики, издавая пронзительный звук, который раз в десять сильнее пения сверчка. У выжженной травы красивые тона старого золота. … Вещи приходят в упадок и ветшают, а вот кузнечики остаются теми же, что и во времена так любившего их Сократа. И стрекочут они здесь, конечно, на древнегреческом языке. Прилагаю к письму набросок здешних кузнечиков.
Уверен, что чудо и сила его живописи родились из его своеволия, упрямства, с каким он стремительно двигался к обдуманным и поставленным целям, сверхчувствительности к цвету и истощающего труда, направляемого сумасшедшей любовью к искусству.
Вот несколько цитат из писем, которые могут приоткрыть образ Ван Гога и его трагическую судьбу:
  • Весь вопрос в том, с чего начинаешь [писать] - с души или с платья
  • я предпочитаю писать глаза людей, а не соборы
  • Счет на краски - вот оборотная сторона живописи
  • Правило - не пытаться занять в  обществе иное положение, чем положение художника
  • Самое важное - это не уклоняться от своего долга и не идти ни на какие компромссы там, где речь заходит о нем. Долг есть нечто абсолютное. А последствия? Мы отвечаем не за них, а за сделанный нами выбор.
  • Сравнивая себя с другими, я вижу, что во мне так много жесткости, словно я лет десять просидел в тюрьме.
  • Многие считают, что они станут хорошими, если не будут делать ничего плохого. Это ложь.
  • Здесь в лечебнице столько места, что хватило бы на мастерские для трех десятков художников.
  • Картины увядают, как цветы.

Нет нужды копировать сюда фотографии его картин. Вы видели их и легко найдете в сети. Что может быть интересно, это увеличенные лица с его известных картин. Благодаря Art-проекту Google мы можем заглянуть в лицо “едоку картофеля”

или Августине Сегатори в кафе Тамбурин,

крестьянину.

И, конечно, самому Винсенту Ван Гогу.

27 июля 1890 года Ван Гог на пленере выстрелил себе в сердце из револьвера, купленного [якобы] для отпугивания ворон.


Sunday, June 09, 2013

Наивные интерпретаторы конца

Прочитал “Начало конца digital”. Фирма, видимо рекламная, выключив компьютеры, перешла на день (в неделю) на “аналог”. Краски, кисти, бумага, камера, фотопленка. Конечно, это им поможет придать живости продукции, когда они вернутся в photoshop. Но понимать сказанное аналитиком дословно и серьезно - наивно.
Нет никакого конца и не будет. Природа дискретна. Что ж они мигать перестанут, а может вернут бухгалтерию на вычисления столбиком (если не научатся делить и умножать “по наитию”).
В картинке будет столько пикселей и такого диапазона, что новому поколению и в голову не придет, что картинка цифровая. Так же, как затвор из под 3D принтера не выглядит точечным. Лишь в этом смысле можно подумать о грядущей "аналоговой" революции и digitalless активности. 
Больше digitalness бизнеса, или умри. В общем, когда им захочется в туалет, они мигом перестанут там проявлять фотки.

Friday, June 07, 2013

Живописцы ВНИИЭФ

4 июня в Доме ученых Сарова открылась выставка работ сотрудников ВНИИЭФ, а по вечерам - учащихся Детской художественной школы. Работающих сотрудников и бывших. Сходил сегодня посмотрел. Какой талантливый народ! Представлены разные техники: рисунок, пастель, акварель, масло, акрил. Разное восприятие цвета и форм, понимание завершенности и ощущение пространства. Ну и преподаватели разные. Стоит посмотреть.
Например, работы Александры Ярошик

Блик на фотографиях от стекла ослабил, но устранить не сумел.

Thursday, May 23, 2013

60

Моим друзьям исполнилось 60.
Поздравляю Дмитрия Страхова
и Виктора Раевского

Знаю и помню каждую морщинку, каждую трещинку на губах. Восхищаюсь высокими лбами. Впитал тепло ваших лучистых глаз.

Saturday, May 04, 2013

Синий + желтый = не зеленый


Купил Galaxy Note 10.1 и Sketchbook Pro к нему. Выбор определялся размером и наличием/поддержкой стилуса, не пальцем же рисовать. Теперь есть возможность делать зарисовки в цвете, имея все в одном, размером чуть больше A5. Можно обойтись без записной книжки. Первая проба выглядит так
Поделюсь отмеченными достоинствами и недостатками.

Плюсы:
  • все в одном. Идя с ним на пленэр не надо нести краски, альбом, кисти, банку с водой. Конечно, лучше с акварелью, но иногда проще без рюкзака
  • использование слоев. Разбиваешь на первый второй и задний планы и рисуешь независимо. Простой пример, рисуем очки на лице в отдельном слое: стирая неудачные линии оправы, не заботясь о лице, на которое очки надеты.
  • палитра математически точная. Есть режим выбора цвета, в котором указаны стандартные цвета, например те, которые есть в ленинградских наборах
  • zoom. Незаменим, если хотим быть точными
  • ластик. Не только стираем лишнее, но и рисуем светлые формы на фоне темных
  • undo. Отказаться от нескольких последних неудачных мазков. Хотя, от всех не отказаться.
  • белый это белый, а цвета как у Winsor&Newton

Минусы:
  • нельзя залить водой и писать по мокрому. Да, залить-то можно. Пишут, что в Corel Painter 12 есть отличные акварельные кисти, но то - не мобильный вариант
  • неестественные полутени и формы, все сглажено и приторно сладко, нет ударов и промахов кисти, видимых обычно на бумаге, может опыта нет
  • на природе экран отсвечивает, не видно, что рисуешь
  • нет блендинга, но это в конкретной программе
  • не смешиваются краски. Желтый и синий не дают зеленого. Для меня это загадка. Спрашивал на форуме, ответа не получил.
Думаю, потенциальные возможности огромны. Так велики, что недостижимы
Но для меня важно научиться видеть и изображать. И применить это в настоящем акварельном рисунке на бумаге.
Для рисования стоя, например у реки, неплохо бы иметь в планшетнике дырку, как у палитры, или петлю, как у коробки с красками W&N.



Sunday, April 07, 2013

Курс акварельного натюрморта


Закончил курс “Акварельный натюрморт” на сайте artmart. 5 уроков с видео мастер-классов, 7 контрольных работ. Нарисовал, сфоткал, загрузил на сайт, в течение 24 часов получаешь отзыв, как правило, переделать, с толковым объяснением, что и как следует править (и запомнить). Польза есть. Но я имею в виду именно этот курс, с остальными может быть иначе. Получил комментарии и замечания по композиции, теням, рефлексам, сюжету. Смешно, что преподаватели, действуют, как психотерапевты, каждый анализ начинается со щедрых похвал. Рекомендации же звучат как пожелания. 
Ниже короткие описания уроков и исправленные и принятые работы
Урок 1. Работа по сухой бумаге отжатой кистью. Сам я не очень отжимал.


Урок 2. Отмывка. Фон постановки - драпировка покрывается раствором смеси. Дальше - предметы.

Урок 3. Пишем по мокрому листу, давая краске растекаться. Вместо натюрморта изобразил портрет художника, который давал мастер-классы на этом курсе. Вливал “правдоподобные и неправдоподобные” цвета.

Урок 4. Смешанная техника. Пишем акварелью, устраняем недостатки пастелью. Раз пять устранял, пока не понял, что лучше действовать пастельными карандашами, о существовании которых не знал, а не мелками.
Кто-то из первых ipp-разработчиков может помнить эту записную книжку :)

Урок 5. Пишем не по канонам. В трех заданиях использовались нетрадиционные методы работы с акварелью.
На мятой вымоченной бумаге
На бумаге, которую потерли наждачной бумагой и вымочили
Использование восковых мелков для “резервирования” мест на бумаге. Тех, которые не покрываются, не смачиваются акварелью. Попробовал цветы, вижу царапины - плохо. Решил проводить мелком только линии, отделяющие площади по горизонтали, так как краска течет вниз. Попробовал на портрете. Вроде работает, хоть функционально не очень полезно. Перерисовал автопортрет П.Сезанна, у него плоскости хорошо обозначены.
Google может судить о похожести/непохожести изображения, просто поискать "по картинке", добавив в данном случае "cezanne".
Где-то читал его высказывание “Я - веха, за мной придут”. Представьте впечатление от этих слов, если бы их сказал О.Мандельштам.

Замечу, что к нетрадиционным методам работы с акварелью - соль, сахар, наждак, мятая бумага, монотипия, резерваж, дутье в трубочку, мне не очень интересны. Поэтому поступил по-простому - зарезервировал просветы между деревьями на пейзаже, раз уж мелки надо использовать. Сфоткал 4.4.2013 березки за саровским кладбищем и попробовал воспроизвести.
Пришло в голову, что у google может быть новое приложение - "где это?". Не всем известно, наверное, что в информации о jpg изображении от многих камер содержится информация о gps координатах. Их можно использовать в первую очередь. Для некоторых сообщение о месте съемки могло бы быть сюрпризом. Если нет координат, тогда проверить имя файла. Если в имени нет информации, то искать картинки похожие на изображение, найдя проверить у них те же признаки. В крайнем случае пошутить о смене камеры или включении gps.
Думаю, с курсом удачно получилось. Преподаватель добросовестно анализировал каждый вариант, описывал каждую проблему (и удачу), давал ссылки на картины, где можно посмотреть правильный подход. Подучился.
Ну и диплом получил.
На сайте, кстати, много разных курсов, на любой вкус к искусству - интерьер, рисование, фотография, рукоделие и детское творчество.



Tuesday, April 02, 2013

Год с акварелью

В апреле год, как поступил в Детскую худ школу и начал рисовать акварелью. Осталось 14 - акварелисты говорят, нужно 15 лет, чтобы научиться. Несколько картинок, чтобы отметиться.
Вид на башню
Как бы висячий мост снять тоже с башней.
С живого
В детали не всматриваешься. Увиденные пятна кистью мазнешь, почти наугад. И не знаешь, что будет, когда высохнет.
Расширение моста у Маслихи
Хорошо бы на проезжей части встать с альбомом и красками. И промывать кисть в воде под мостом. Нет, пришлось сфоткать.
От башни вниз
Как мозг восстанавливает и перерисовывает изображение. Казалось бы, все неправильно, деталей нет, какие-то смутные формы. А пара признаков находится, и узнаю башню с красным домом.
30 марта 2013 в парке
Закончился весенний месяц март, выпал снег. Кажется, что падал сугробами.