Чтобы лучше понять, над чем работает и какие принципы использует Б.Виктор - дизайнер и концептуалист пользовательского интерфейса iPod и MacOSX Lion, давайте прочтем его статью "Magic Ink" и коротко обсудим понятия информационного программного обеспечения, графического интерфейса и интерактивности, которую сменят предсказатели ваших желаний.
Для начала, автор опрокидывает понятия интерактивности и "используемости" программного обеспечения (разрешите использовать короткое software) и подтрунивает над ними - 'The crudade marches on, with believers rarely questioning the sacred premise - that software must be interactive in the first place. That sofware is meant to be “used”'. Увлеченные представлениями о "дружественном интерфейсе" многие программисты отождествляют "использование" программ с навигацией по ее глубинам, хотя возможной целью является простой пересчет градусов Фаренгейта в шкалу Цельсия.
Основные причины, почему мы обращаемся к software, такие:
- учиться
- создавать
- общаться
Становится ясно, как важна визуализация данных. Хороший графический дизайнер понимает, как разместить информацию на странице так, чтобы читатель мог спросить и ответить на вопросы, сравнивать и делать выводы. Проектирование software имеет дело с разработкой объектов двух типов: картинки и элементы для нажатий, "pictures and things to push". Хотя software - нематериальный продукт, интерфейсы используют метафоры из механики: кнопки нажимаются, слайдеры скользят, окна открываются (MS с 1985 года). Но даже если ваш аватар ест бутерброд, вы можете остаться голодным.
Важный шаг в визуализации был сделан давно. Ниже дан пример использования (одного из первых) в 1786 году графика для представления роста национального долга Англии.
С тех не прекращаются усилия улучшить представление данных (и сократить долг). Б.Виктор приводит пример повышения визуальной информативности на примере расписания поездов, обычно даваемого таблицей
Сильна аналогия дана автором в определении значимости “Машинного обучения”, без которого невозможна самоадаптация программного обеспечения - “Сегодня, программисту нужно набрать только одно слово из четырех букв для того, чтобы включить в действие в течение десятилетий разработанную файловую систему - ‘open’. “Машинное обучение” не будет распространено до тех пор, пока оно не будет также доступно, как напечатать слово “learn”.
Software, которое становится активным на основании памяти о взаимодействии с пользователем и условиях этого взаимодействия, может [и должно] предусмотрительно предложить потенциально полезную информацию. Вот почему интерактивность, выводящая нас на навигацию, плоха. Тем более плоха, если интерфейс пользователя плох, скажем, кнопка нажимается без видимого эффекта нажатия. Еще радикальнее: “Меню, галочки, бюрократически рожденные тексты меню были изобретены 25 лет назад для мира, который больше не существует”.
Сказанное касается дизайнеров и программистов, которые не должны, как композиторы в далеком прошлом, сочинять с карандашом и бумагой. Правильно - услышать, исполнить сочинение немедленно.
“Будущее будет контекстно-чувствительным. Будущее не будет интерактивным” - заключает автор. А для этого нужно творческое взаимодействие, позволяющее “стоя на плечах гигантов, лучше видеть будущее”.
Пока же мы топчем друг другу ноги.
Графическая версия автора дает представление о периодичности и последовательности движения
Созданный им widget "расписание" для macos выглядит так
А заказать цветы можно используя интерфейс
Назвав пикселы магическими чернилами, Б.Виктор двигает нас дальше - интерфейс и его графика должны быть контекстно-чувствительными. В моей интерпретации это означает следующее: заходишь в систему, а компьютер, зная время года, запросив сводку погоды для города и измерив температуру корпуса, спрашивает тебя: “Озяб?”.
Software способно и будет распознавать контекст вашего запроса и без дополнительных, иногда бесконечных кликов, немедленно предлагать вероятный план. Например, вы получаете сообщение с приглашением отведать пиццы. Это может стать причиной автоматического появления карты с маршрутом до ближайшей пиццерии. Система “выводит”, прогнозирует запросы на информацию исходя из следующих факторов:
Software способно и будет распознавать контекст вашего запроса и без дополнительных, иногда бесконечных кликов, немедленно предлагать вероятный план. Например, вы получаете сообщение с приглашением отведать пиццы. Это может стать причиной автоматического появления карты с маршрутом до ближайшей пиццерии. Система “выводит”, прогнозирует запросы на информацию исходя из следующих факторов:
- обстановка (дата, местоположение, погода, создаваемый документ, открываемое письмо),
- история (последняя оставленная обстановка, как самый примитивный вариант - открытый документ, расписание поезда, страница газеты),
- взаимодействие. Интерактивность - это плохо, она означает, что предикторы не сработали, и нужно включать “навигацию”, которая часто становится причиной недовольства или расстройства пользователя в поисках цели, потому что “filling a gas tank is done to support the car, not the goal of arriving at a destination”.
Сильна аналогия дана автором в определении значимости “Машинного обучения”, без которого невозможна самоадаптация программного обеспечения - “Сегодня, программисту нужно набрать только одно слово из четырех букв для того, чтобы включить в действие в течение десятилетий разработанную файловую систему - ‘open’. “Машинное обучение” не будет распространено до тех пор, пока оно не будет также доступно, как напечатать слово “learn”.
Software, которое становится активным на основании памяти о взаимодействии с пользователем и условиях этого взаимодействия, может [и должно] предусмотрительно предложить потенциально полезную информацию. Вот почему интерактивность, выводящая нас на навигацию, плоха. Тем более плоха, если интерфейс пользователя плох, скажем, кнопка нажимается без видимого эффекта нажатия. Еще радикальнее: “Меню, галочки, бюрократически рожденные тексты меню были изобретены 25 лет назад для мира, который больше не существует”.
Сказанное касается дизайнеров и программистов, которые не должны, как композиторы в далеком прошлом, сочинять с карандашом и бумагой. Правильно - услышать, исполнить сочинение немедленно.
“Будущее будет контекстно-чувствительным. Будущее не будет интерактивным” - заключает автор. А для этого нужно творческое взаимодействие, позволяющее “стоя на плечах гигантов, лучше видеть будущее”.
Пока же мы топчем друг другу ноги.
No comments:
Post a Comment