На днях прочитал у Кандинского в “О духовном в искусстве": “Наконец, совершенно иной случай - красная лошадь. … Естественная невозможность красной лошади повелительно требует подобной же неестественной среды, в которую поставлена будет лошадь. Иначе общее воздействе может либо уподобиться курьезу, либо явиться неудачно задуманной сказкой.”
Думаю, не это ли утверждение подтолкнуло Петрова-Водкина написать коня красным? Прочитал его “Пространство Эвклида” и “Письма. Статьи. Выступления. Документы”. Никакой связи не нашел. Отмечу, что книга Кандинского была напечатана в 1911 году, а замысел коня появился у Петрова-Водкина в 1912. Конь возник из “деревенской гнедой лошадки с хорошей мордой”, а красный цвет - как озарение (назову это - “поражение”) при взгляде на икону Георгия Победоносца с красным драконом.
Оказалось, что Петров-Водкин прожил интересную жизнь: на немецком велосипеде проехал из России в Германию, писал пьесы и рассказы, преподавал в Академии, живописал в Италии и Франции, и заглянул в кратер “действующего” Везувия.
Он имел свое представление о цвете и оставил замечание об ошибке/упущении импрессионистов: “С применением дополнительных [цветов] произошла следующая ошибка: если на белой поверхности поместить кружок основного, допустим, красного цвета, то в глазу создается оптическое впечатление, что кружок по его абрису отбросит на белом фоне зеленоватое обрамление. Вот это возникшее впечатление импрессионисты и стали обозначать на холсте. Упущено ими было одно простое соображение: если я на картинной плоскости, изображающей, допустим, белую стену, положу изолированный мазок красной краски, то помимо моей воли, в окружении этого мазка возникнет озеленение. К чему же, спрашивается, отмечать это само собою возникающее явление, грязнить попусту цвета,”.
“Ощущая движение земли”, он имел и воплощал свое представление о перспективе, настаивал на ее сферичности, загибал линию горизонта и клонил фигуры. “Мы уродуем восприятие вещей геометрией Евклида и европейской перспективой, ставя их фронтально: “верх” и “низ”” - писал он.
Чудные картины его здесь. К сожалению не могу найти в сети его картину “В кино”, которую видел на выставке в Москве в августе. Понравилась. Вот набросок ее маленького фрагмента - одно из многих лиц в зале.
Из интереса попробовал найти картину по этому наброску в визуальном поиске (интересный сервис) по галерее. Среди найденных "В кино" нет.
Его печалила мысль о безрадостном труде - "Библейское заключение вслед изгнанникам из рая о том, что они в поте лица будут добывать хлеб свой, - меня с детства печалило, как проклятие труду", "Труд должен быть ясен и любим, тогда он здоровит организм, и результаты его здоровят и других". Очень близко к моему убеждению, что человека надо (и будут) судить не по результатам его труда, а по его человеческим качествам.
Однажды в Италии, отказываясь от денег за портрет (Анжелики), он получил в ответ - "Нехорошо!. Воровать не умеете, а от денег отказываетесь!"
Его определение процесса творчества просто, как на уроке школьной физики: "Процесс творчества - это 1) соприкосновение с предметом - явлением, 2) запись результата".
"Вещи надо принимать всерьез, но никогда трагично" - завещал он.
Поразила меня его фраза: “Однажды я вдруг неизбежно почуствовал, что на картине нужен Пушкин”. Так в том, чем мы занимаемся профессионально и что мы делаем неплохо, мы ощущаем потребность присутствия того, кого любим.
15-го сентября в Волгоградской области отметят 100-летие картины “Купание красного коня”, созданной вдохновением, пришедшим Кузьме Петрову-Водкину в 1912 году в селе Гусевка. С праздником!
Wednesday, September 12, 2012
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment