Tuesday, June 10, 2014

Родина карасей

Ездил с Толей Плужниковым на озеро около Малиновки, это за Елизарьево и деревней Ивановское. Заехали в Сыресево посмотреть на церковь.
Церковь обезглавлена и разрушена. Думаю, сначала атеистами, потом хозяйственниками.
Миновали следующую деревню, кажется, Мыза, с телефоном-автоматом
и стоящей лошадью.
На озере Толя наловил карасей, около четырех килограммов.
Бывали периоды, когда он вытаскивал одного за другим.
Карась - раба во всех отношениях  приятная: правильный размер, подает сигнал о поклевке, неприхотлива в еде, удобна в ловле, вкусна жареная, в садке скачет, но не сильно.

Saturday, June 07, 2014

Меньше акварели

Подвергся влиянию скетчиста Jorge Royan, надеюсь не надолго. Он архитектор с архитектурным образованием и многолетним опытом.
Меньше акварели, больше графики. Пример с дачным домиком
Набросок лайнером, "раскрашенный" акварелью. Тон параллельной штриховкой - это не просто.

Thursday, May 29, 2014

При высыхании не светлеют

Выписал журнал The Art of Watercolour; бумажный, 4 выпуска в год. Из первого же №13 узнал, что не все краски при высыхании теряют в яркости. Ниже дана таблица, в которой приведены изменения в трех характеристиках цвета - тональной яркости (value), насыщении (saturation) и в самом цвете (hue).
Рассматриваются, в основном, краски фирмы W&N, Невских нет. Я использую и те и другие. Яркость - минус означает, что краска при высыхании становится темнее. Сдвиг на 10 равен одному шагу в яркости по 11-ти шаговой шкале. Насыщение - плюс означает, что краска становится более насыщенной (сильнее в цвете). Цвет - минус означает движение по кругу против часовой стрелки, как выше на рисунке С, например, от желтого к красному. Последняя колонка представляет общий сдвиг в цвете (colour).
Продолжение

Интересен рисунок, из которого ясно, какие краски самые яркие и самые темные. Например, оливковая зеленая имеет почти такую же тональную яркость, как кадмий красный.


Таким образом, почти треть акварельных красок при высыхании становятся темнее.

Wednesday, May 07, 2014

Эйфория проходит

Согласно опроса Левада центра мнение россиян по поводу Крыма меняется. В частности, существенно в мнении "совершенно не готов" в опросе "В какой мере Вы лично готовы нести бремя расходов за присоединение Крыма?"

Friday, April 18, 2014

"Не дай русскому"

"Не пускать на Украину русских мужчин от 16 до 60 лет".
Ну и хрен с ним, все равно не дадут

Monday, April 14, 2014

"Слобода графа Шереметьева"

В субботу 12 апреля ездили с худ школой в Павлово на экскурсию, в город, где, по мнению заезжих туристов, куют розы
и выращивают лимоны на подоконниках. А Павлово - это "важный центр машиностроения и металлообработки".
Начали с техникума художественных промыслов.
Здесь нас радушно приняли, показали учебный класс по рисунку и живописи. Класс полон гипсовыми головами и фигурами, завезенными из Питера.
С карандашом и ластиком, никто даже головы не поднял, когда мы вошли
Одна из живописных работ учеников
В кузнечной мастерской нас обдали жаром и отковали сувенирную подковку и лепесток розы.
Готовые стальные символы счастья остывают на полу
Некованный ноутбук на расстоянии вытянутой руки от наковальни. Кажется, что один из проводов - к ней.
Во время мастер-класса мы, как смогли, покрыли эмалью фон крошечного значка с двуглавым орлом.
Эмаль оплавили в печи, а поверхность значка покрыли патиной.
Музей в Павлово оказался очень интересным - часть истории России и богатая история ремесел.
Ножи и замки, Большие и маленькие. Например, под увеличительным стеклом складные ножички рядом с иголкой.
Ни мастерство не выродилось, ни мастера не перевелись - известен в России мастер В.В.Сафронов. Пишут (на полном серьезе), что он отреставрировал меч Ильи Муромца.
Есть в музее и другие экспонаты, явно не связанные с павловскими ремеслами. Например, "шрифтовый" портрет Л.Толстого,
"написанный" С.В.Хазиным (а может С.Б.Хазиным, т.к. портрет Чехова в таком же стиле, украшающий Ульяновскую библиотеку, выполнен С.Б.Хазиным) текстом 13-ой главы "Крейцеровой сонаты".
Или пишущая машинка с "Ъ", по законам встречаемости размещенная рядом с "А".
Жаль, не сфотографировал картину, которая очень понравилась, с примерным названием "Павлов Острог". Думал, найду в сети, но не нахожу.
Да, были в истории города Павлова потопы и пожары. Но власть, победившая в 1917, принесла больше разрушений, чем природа. Многие храмы были взорваны.
А взамен? Пример замещения родной и живой истории, сохранившейся в трещинах и выбоинах красного кирпича, плоской стеной с решетками пластмассовых окон. По мне, так левая башня несравнимо дороже этого веселенького здания под зеленой крышей. Такой бы кирпичную башенку и оставить.
Славный город Павлово,
как в старинной песне
Уж ты славное село Павлово,
Слобода графа Шереметьева!

Tuesday, April 08, 2014

Безошибочный стиль наброска

Прочитал 2 книги Феликса Шайнбергера о набросках (sketching) с использованием акварели. В одной встретил термин “безошибочный стиль” (unmistakable style). Если у вас не получается соблюсти пропорции, цветопередачу или перспективу, это не является ошибкой (в набросках). Главное - чтобы вы сумели передать в рисунке свое отношение к сюжету, предмету, или изображаемому лицу. Так в “неправильном” рисунке обнаружится теплота отношения. А вот академически правильный рисунок может обдать вас холодом равнодушия. Для меня это стало понятным в рисовании длительного рисунка в 2-3 сеанса. В первый заход, когда рисунок не закончен, он вам больше дорог, чем законченный вариант. В последний сеанс, добиваясь “правильности”, вы высматриваете, что же еще убавить и добавить. Но рисунок вам наскучил. Исчезли те шероховатости, в которых угадывалось ваше эмоциональное отношение к натуре.
Суть стиля не нова, но название прямо развязало мне руки.
Можно игнорировать правильность строения театра
или красного здания.

Можно попробовать найти образ для иллюстрации прочитанного, например, “Сретенье” Бродского
"Когда она в церковь впервые внесла дитя ..."
или найти ассоциацию отечественной войне 1812 года.
Набросок на мотив картинки из журнала "Portraits" #32.
А вот и я с женой, сильно приукрашенные, впрочем в соответствии с законом стиля.


“Безошибочный стиль” интересен тем, что расковывает, предлагая смелее запечатлеть увиденное. Линия может быть кривая, части тела не пропорциональные, цвета не правдивые, части предметов не дорисованы. Что должно быть - зафиксировано впечатление, напоминающее событие и чувства прошлого.

Monday, March 31, 2014

Два года с колонком и белкой

Исполнилось два года учебы в Детской худ школе. Рисую и пишу там акварелью прекрасно выстроенные и драпированные постановки, подобные этой.
Две моих картинки выставлены в галерее среди работ учеников школы. Одна из них - портрет, нашел фотку в fb

Стараюсь получить знания и практику и другими путями. Сейчас рисую по Баммесу;
рассматриваю и восхищаюсь акварелями Сарджента. Как же ему удается сочетание света и теней.
J.S.Sargent. Flotsam and Jetsam. 1908
Начал ходить на этюды.


Wednesday, March 26, 2014

Уроки Рейда

Посмотрел несколько мастер-классов известного акварелиста и педагога Чарльза Рейда. 
Это мой рисунок. Ниже - Рейда
Посмотреть видео и взять уроки у мастера - дело разное, конечно, но кое-что можно понять, посмотрев художника и выслушав педагога.
Из сказанного им показалось интересным, иногда противоположным тому, чему учат другие, следующее: (сформулировал и записал для себя, вряд ли это интересно другим)
  • 16 цветов в палитре, не все используются. Часто только три рабочих цвета: красный (кадмий для цвета кожи), ультрамарин или цирилиюм, кадмий желтый или охра.
  • Краска должна быть (extremely) влажной. Вот почему я постепенно перехожу на тюбики.
  • Начинай писать с чистой палитрой.
  • Рисуй, не отрывая карандаш от бумаги, не делай набросок со множеством линий вместо одной. Рисуй одной линией.
  • Как можно дольше не отрывай карандаш (и кисть) от бумаги.
  • Веди карандаш медленно, останавливаясь в местах поворотов или во время (и в месте) ориентирования, где проверяется взаимное расположение и направление линий рисунка. Ускоряйся для проведения плавной линии когда точка назначения известна
  • Резкие границы на освещенной стороне, размытые границы на теневой стороне.
  • Изображай формы, а не объекты
  • Используй темный фон для выделения и приближения к зрителю светлого переднего плана
  • Формы темного тона с усиленным контрастом выступают на передний план. Формы тоном светлее с меньшим контрастом отступают на задний план.
  • Избегай повторов и симметрии
  • Соединяй объекты, используя падающую тень
  • Пиши (акварель) одновременно два объекта, расположенных рядом или перекрывающихся
  • Внедряй объект в окружающую среду.
  • Не разводи лужу с однородной смесью красок. На палитре должны быть видны краски, которые смешиваются, а не только гомогенная их смесь
  • Важен тон, не цвет
  • Соединяй две площади с одним тоном
  • Можно начинать с темного чтобы понять, что такое светлое
  • Не “тюкай” кистью. Не отрывай кисть от бумаги, пока не выработаешь пигмент, иначе будет подтек. Вращай пальцами ручку кисти.
  • Начинай мазок с темного места
  • Пытайся взять нужный тон с первого раза. Учти, что, высохнув, тон будет светлее на одно-два значения.
  • На пленере начни с того, что может исчезнуть, например, фигура.
  • Ищи характер того, что рисуешь, не обобщай.
  • Первый проход должнен высохнуть преже, чем можно начать второй слой (если тот нужен)
  • Часто говорят про вибрацию, но, кажется, я сейчас только понял, о чем это - одни части предмета выступают вперед, другие - нет. Это за счет контрастов: теплый-холодный, темный-светлый, края резкие-размытые.
  • Не думай о том, что рисуешь, не привлекай знание того, что рисуешь. Нужно видеть только форму
  • Не исправляй водой. Не “бледни”, беря из лужи на палитре.
  • Не покрывай несколько раз темное место, чтобы затемнить его.
  • Не пытайся передать все тона и цвета, которые видишь.
  • Не пиши падающую тень по сухому. Правильно положить ее сразу же, вместе с рисованием предмета.
  • Не уходи в детали, например, рисунок на вазе или лепестки цветка

Понял также, что карандашный рисунок участвует в общем рисунке акварелью

Sunday, January 26, 2014

"Как хорошо, что замерзает море"

Как хорошо, что я бросил драную работу, где тупился вместо того, чтобы развиваться и “предаться неге творческой мечты”, хотя бы чужой. Читаю, слушаю, рисую с тем вниманием, которого никогда не достигнуть в часы после и до службы.
Перечитываю “Моцарта и Сальери” Пушкина и думаю, чего ради Сальери, 18 лет храня яд “последний дар своей Изоры” для себя в ожидании “злейшей обиды”, вдруг - бац, и отравил Моцарта? Google посоветовал узнать мнение искусствоведа Михаила Казиника. 
Выслушал его (Казиника) “Моцарт и Сальери”, и стал слушать и смотреть его выступления все подряд. Так на меня подействовали его эмоциональность, любовь к искусству и его волшебная скрипка.
Жаль, что не было этого человека рядом когда я рос, когда росли мои дети.
Есть версия, что Сальери себе тоже добавил яд, отсюда и его “Постой, постой, постой”. Но тогда, наверное, было бы “в чаши дружбы”, а не “в чашу дружбы”.
Кстати, зачем себя травить, обидевшись на другого? Почему не дуэль с обидчиком, тот “бой в кустах”, который зародился на родине Сальери?

Sunday, January 12, 2014

По буквам

Как извлечь пользу от бесполезной книги? Например, такой

Нашел подсказку у Н.Ратковски. Можно делать пером наброски и отрабатывать штриховку, зачеркивая строчки
А можно рисовать акрилом прямо по буквам