Прочитал книгу А.Долгина “Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка” 2010. Книга может быть интересна тем, что в ней автор прогнозирует развитие Интернета, в частности, интеллектуальный рост социальных сетей и, следовательно, дает идеи для новых программных разработок и стартапов.
Вас никогда не удивляло то, что “Мастер и Маргарита” (DVD) стоит ровно столько, сколько стоит “Самый лучший фильм”? А.Долгин предлагает метод оценки, который может сделать рынок культурных ценностей близким к справедливому. Сутью метода является клубная (коллаборативная) фильтрация, с помощью которой становится понятно, что делать с мнением отдельного человека.
Вы попадаете в группу социальной сети “близких” вам людей по нескольким (точнее, многим) параметрам, таким как предпочтения и увлечения в музыке, книгах, фильмах, автомобилях, спорте, зонах отдыха и других. Постепенно, в том числе, благодаря вашим рецензиям на избранные работы, выявляется ваш символический капитал, как способность производить символические ценности, и формируется ваша персональная репутация в группе в способности прогнозировать и гарантировать качество (оценок, в данном случае). Ваша оценка, скажем, культурных ценностей становится значимой, становится "товаром" по мнению автора. Если ваши оценки постоянно не синхронизируются с оценками группы, вы покидаете ее. Совокупность оценок сообщества определяет символическую стоимость, например, фильма. Таким образом, вопрос “что такое качество” с неясными и неудовлетворительными ответами сводится к вопросу “кто считает это качественным”, конкретный ответ на который находится в сети.
Следующий шаг после определения стоимости (оцифрованной, хоть и не в рублях) - оплата. Вместо обычного “плати и смотри” (та же ситуация с равной стоимостью кресла в кинотеатре) в качестве возможного способа оплаты предлагается постфактумная оплата, то есть “смотри и плати” - плати, если понравилось, если провел время (просмотра) “качественно”. Сколько? А столько, говорит автор: “Идею измерений посредством вторых денег можно пояснить еще одним способом: с помощью понятия «потребительского излишка» — так экономисты обозначают разницу между суммой, заплаченной по прейскуранту, и тем, сколько человек в принципе согласился бы заплатить, знай он заранее, какое удовольствие получит от покупки”. “Безбилетники” (те, кто посмотрел с удовольствием, а оценил отрицательно) со временем выявляются и теряют репутацию в группе.
Элементы клубной фильтрации реализованы на сайте рекомендательного сервиса имхонет, созданного А.Долгиным как экспериментальная площадка для реализаций идей автора и их тестирования .
В книге рассматриваются и другие аспекты “второй адамсмитовской системы”: импринтинг - эффект первого запечатления; qwerty-эффект, оставляющий привычки неизменными; защита авторского права; символический капитал и ценности; метафора снежного кома, в которой “больше обаяния, чем точности”; “качественное время”, полученное преобразованием (“время - текст - приращенное качественное время” по аналогии с марксовой формулой “товар - деньги - товар”) объективного времени человека в субъективную личностную ценность.
Есть в книге и статистический материал - “эмпирические данные, извлекаемые из коллаборативной системы”. Например, обнаружилась так называемая “эмоциональная постоянная”, самая распространенная оценка - “8”.
Следующий шаг после определения стоимости (оцифрованной, хоть и не в рублях) - оплата. Вместо обычного “плати и смотри” (та же ситуация с равной стоимостью кресла в кинотеатре) в качестве возможного способа оплаты предлагается постфактумная оплата, то есть “смотри и плати” - плати, если понравилось, если провел время (просмотра) “качественно”. Сколько? А столько, говорит автор: “Идею измерений посредством вторых денег можно пояснить еще одним способом: с помощью понятия «потребительского излишка» — так экономисты обозначают разницу между суммой, заплаченной по прейскуранту, и тем, сколько человек в принципе согласился бы заплатить, знай он заранее, какое удовольствие получит от покупки”. “Безбилетники” (те, кто посмотрел с удовольствием, а оценил отрицательно) со временем выявляются и теряют репутацию в группе.
Элементы клубной фильтрации реализованы на сайте рекомендательного сервиса имхонет, созданного А.Долгиным как экспериментальная площадка для реализаций идей автора и их тестирования .
В книге рассматриваются и другие аспекты “второй адамсмитовской системы”: импринтинг - эффект первого запечатления; qwerty-эффект, оставляющий привычки неизменными; защита авторского права; символический капитал и ценности; метафора снежного кома, в которой “больше обаяния, чем точности”; “качественное время”, полученное преобразованием (“время - текст - приращенное качественное время” по аналогии с марксовой формулой “товар - деньги - товар”) объективного времени человека в субъективную личностную ценность.
Есть в книге и статистический материал - “эмпирические данные, извлекаемые из коллаборативной системы”. Например, обнаружилась так называемая “эмоциональная постоянная”, самая распространенная оценка - “8”.
Автор объясняет наличие пика “8” на “эмоциограмме” тем, что “люди извлекают свою дозу удовольствия вне зависимости от уровня и диапазона качества продуктов, которые им доступны”. Хотя, может быть, они более склонны делиться оценками положительными, чем отрицательными.
В предыдущей работе А.Б.Долгина “Экономика символического обмена” 2006 (фундаментальный труд на 632 страницах) собрано большое количество материалов о рынках культуры. В частности, рассматривается и анализируется маркетинг музыкальных записей и его "серая" экономика. Больше (но коротко, как нам обычно хочется) об Александре Борисовиче можно узнать из статьи на forbes.
Ниже - несколько вопросов и замечаний, возникших во время чтения (время оказалось “качественным”):
В предыдущей работе А.Б.Долгина “Экономика символического обмена” 2006 (фундаментальный труд на 632 страницах) собрано большое количество материалов о рынках культуры. В частности, рассматривается и анализируется маркетинг музыкальных записей и его "серая" экономика. Больше (но коротко, как нам обычно хочется) об Александре Борисовиче можно узнать из статьи на forbes.
Ниже - несколько вопросов и замечаний, возникших во время чтения (время оказалось “качественным”):
- Можно ли применить рассмотренные идеи в оценке и оплате программного обеспечения?
- Время жизни и, следовательно, время потребления - конечно. Не ошибиться с выбором, обменять “первые” или “вторые” деньги” на “качественное время” помогут рекомендации тех, кому я доверяю.
- Не так ли мы выбираем кумиров и лидеров, как новорожденный цыпленок бежит за первым попавшимся, как за матерью (импринтинг)?
- Оцифровка пользовательских предпочтений похожа на явление второй цифровой революции.
- Стоит поработать над “партийной” коллаборативной фильтрацией. В примитивном и не формальном (не оцифрованном) виде она может и существует, но вот сделать бы ее явной, видимой, с системой оценок, с пониманием того, “кто считает это качественным”, дающей обоснованную рекомендацию кандидата.
No comments:
Post a Comment