Monday, November 08, 2010

Нейронное обеспечение поведения

Один хороший человек посоветовал прослушать любопытный доклад Ю.И.Александрова “Нейронное обеспечение поведения” на 1-ой Всероссийской научной школе "В будущее наук о мозге и интеллекте", 62 минуты. Во время просмотра возникло несколько замечаний. У меня вызывает сомнение его противопоставление активной модели реактивной модели активности. Для этого автор удалил стимул из схемы активной модели. Реактивная: стимул - реакция; Активная: цель-действие-результат. Ясно, что результат (желаемый или нет) есть в обоих случаях. Для меня ясно также, что и стимул (сигнал чувствительных элементов) является исходной частью моделей. Иначе откуда возьмется “цель”? Иначе откуда взять знания о микросреде в главном утверждении доклада - “Активность нейрона как действие на устранения рассогласования между потребностями и микросредой”? Если согласны, тогда модели очень похожи, и, по-моему, должны выглядеть (опустим результат) так: 
  • Реактивная: стимул-активность (reactive); 
  • Активная: стимул-целеполагание-активность (proactive). 
Таким образом, разница лишь во вмешательстве “головы”, которая как всегда мешает со своими занудными сомнениями и замедленным выбором-решением. Уж если эмоции и сознание рассматриваются в одной модели (боксов нет - Рубенштейн, не дословно), то реактивная и активная модели могут быть сведены в одну.
С целью исключить стимул из своей модели, автор даже рискнул утверждать, что считать факты первичными по отношению к теории есть иллюзия, в действительности - наоборот (утверждение автора), факты есть лишь интерпретация теории. Утверждение идет вслед (то есть, обосновывается с помощью цитаты) за цитатой Полани “В рамках двух различных концепций один и тот же набор опытных данных приобретает форму разных фактов”, что не делает утверждение истинным.
Интересно заключение автора, следующее из “сознание и эмоции - это разные уровни одного информационного процесса” (не дословно), - улитка и растение могут мыслить. Подтверждение автор находит в “Aspects of plant intelligence” by Trewavas- “It is unlikely that intelligence as a biological property originated only with Homo sapiens”. for anymals - adaptively variable behavior; for plants - adaptively variable growth. Далее немедленно следует авторское “и с эмоциями то же”. С чего это? по аналогии с сомнительным выводом биолога?
Перцептивная активность, по мнению докладчика, складывается из высокочастотной составляющей - сознание, и низкочастотной составляющей - эмоции (смотри рисунок). Следовательно можно отфильтровать (у меня ассоциируется с вэйвлетной декомпозицией) активности эмоциональные и сознательные. В качестве фильтра автор предлагает алкоголь.Я не нашел в докладе никаких признаков неправильности или отрицания теории левого и правого полушарий. Можно пофантазировать, конечно, над фразой “есть нейроны, отвечающие за все правое”, но не стоит.  Считаю ее (теорию) по-прежнему рабочей. Кстати, именно на ней основан курс раскрытия творческих способностей Бетти Эдвардс "Drawing on the Artist Within".
Странно, что при таком обилии цитат и ссылок не упоминается П.В.Симонов, как один из авторов “информационной теории эмоций”, и его труды, например, “Мотивационный мозг”. Информационный вклад Симонова в теорию эмоции записывается так: Э=-П(Н-С), где Э - эмоция, П - потребность, Н - знание, необходимое для удовлетворения потребности, и С - имеющееся знание (заметим “минус” перед “П”)

1 comment:

  1. открытия Егора Малашичева
    http://www.svobodanews.ru/content/article/2256954.html
    Оказывается, детеныши белух стараются держать мать в поле зрения левого глаза. Так же ведут себя и человеческие младенцы.
    Ну, вот, если цыпленка взять, он одним глазом может смотреть в небо – не летит ли кто, а правым глазом при этом рассматривать пол своей клетки, выискивая зерна. Это позволяет использовать один мозг для решения двух разных задач одновременно.
    Известно, что матери предпочитают держать ребенка на левой руке. Причем женщины-левши – тоже держат детей на левой стороне. Но никто не знает, почему так. Есть более 30 гипотез. Остановиться на одной из них очень трудно. Но мы все-таки выбрали одну, которая имела хоть какое-то отношение к нашим белухам. В свое время было высказано предположение, что решающую роль в том, с какой стороны ребенка держать на руке, играет не мать, а сам ребенок. Он предпочитает, чтобы мать была в поле зрения его левого глаза, и находит обратное положение, когда он смотрит на нее правым глазом, некомфортным. Он тогда начинает шевелиться, елозить. От этого маме становится неудобно его держать, и она машинально перекладывает его на левую руку

    ReplyDelete